Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Звезды26 февраля 2015 19:00

Дик Бешеный Пес и Каламита Джейн

Вспоминаем репертуар кинотеатров юности
В эру картеровских экономических ям в США вышла целая серия комедий о том, как честные граждане преодолевают спад посредством гоп-стопа. Фото: кадр из фильма.

В эру картеровских экономических ям в США вышла целая серия комедий о том, как честные граждане преодолевают спад посредством гоп-стопа. Фото: кадр из фильма.

"Забавные приключения Дика и Джейн".

США, 1976, в СССР - 1979. Реж. Тед Котчеф. В ролях Джордж Сигал, Джейн Фонда

"Уволен" по-английски звучит как "застрелен": FIRED. Оставшись без работы в аэрокосмической инженерии, идеальный американец Дик теряет страховку, кредит, газон, электричество и пропитание. "У тебя ничего нет, ты голодранец, Дима!" -- орал в таких случаях полковник Сокол-Кружкин зятю Семицветову. Дима плакал, а несгибаемые Дик и Джейн собирают волю и оружие в кулак и выходят на большую дорогу за новой американской мечтой.

Притчевый пафос "Все у Вас получится" заявлен еще на титрах -- с рисованными картинками открыточой американской семьи. "Это Дик. Он милый мальчик". "Это Джейн. Она хорошая девочка". "Дик занимается". "Джейн сплетничает". "Дик получил работу" (с кульманом). "Джейн получила работу" (с люлькой). У Дика с Джейн бэбик, песик, "форд", телевизор и дачный домик для одной семьи. Боже, благослови Америку.

Но чуткое ухо слышит в именах "Дик и Джейн" не только умильный писк детской мельницы-шарманки, но и разбойный посвист бурь в парусах флибустьерских флотилий. Критика рифмовала фильм с "Бонни и Клайдом" -- но восходил он к праисторическим временам, когда сорвиголовы летали по вантам с кинжалом и розой в зубах, а в час досуга накалывали себе эту розу и этот кинжал на те места, куда добрые люди прививают оспу.

В эру картеровских экономических ям в США вышла целая серия комедий о том, как честные граждане преодолевают спад посредством гоп-стопа: "С девяти до пяти", "Красиво уйти", "Как преодолеть дороговизну жизни". То был редкий случай, когда всеамериканское кредо "Любой ценой вырваться с обочины" идеально совпало с нашими пугалками про беззастенчивый дух первых переселенцев. Фильм шел у нас почти без купюр: осталось даже гигантское фото Моше Даяна на черной лестнице аэрокосмического концерна. Одноглазый орел пустыни, очевидно, должен был символизировать этническую принадлежность акул бизнеса, всех трех авторов сценария, исполнителя главной роли и, не исключено, самого режиссера Котчефа -- но цензура знать не знала, как выглядит Моше Даян, а в черной повязке через глаз увидела сходство с Флинтом и Сильвером Костяной Ногой. Хотя нельзя исключать, что цензоры тоже были евреи и таким образом протащили на дурачка свою сионистскую пропаганду. Если так -- провокация не удалась: 99% советских зрителей тоже не узнали Даяна.

Зато прыжки негра-охранника перед зеркалом с криком "Та! Та! Та! Получай, белая обезьяна!" вызвали девятибалльное цунами. Также хорошо шла ворчба Дика на судьбу-индейку с финальным "Еще эта собака здесь пыхтит!" и скатыванье в рулончик неоплаченной лужайки вокруг дома. Термины "кредит", "закладная", "инспектор службы занятости" не касались нас даже гипотетически, и комедия из зазеркалья смотрелась довольно безоблачно. Пройдя этап общего разора, левых приработков и налетов на обменники, Россия узнала, с какой скоростью и на какой конечной остановке кончается подобная предприимчивость -- но Дика и Джейн не разлюбила все равно.

А три года спустя режиссер Котчеф снял фильм "Первая кровь" -- пилотную серию франшизы о Джоне Рембо. Так и вышло, что картина зачинателя "грязной антисоветской стряпни" с огромным успехом прошла по диким холмам СССР, а американские бандиты сделались народными русскими героями. Круче может быть только байка М. Веллера, как командующий армией обороны Израиля вышеупомянутый Моше Даян стал кавалером ордена Боевого Красного Знамени.