Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
Общество3 марта 2016 23:42

Что воспитывают в детях гаджеты, соцсети и компьютерные игры

Пора ли уже спасать подрастающее поколение или все не так страшно, разбираемся с экспертом

Фото: GLOBAL LOOK PRESS

Современные дети так далеко ушли от своих родителей, что уже и не догнать. Они привыкли быть на связи 24 часа в сутки, привыкли к тому, что любую информацию можно найти за полсекунды, и все это - под непрекращающийся аккомпанемент музыки в iTunes и роликов в Youtube.

Вместо того, чтобы целой ватагой носиться по двору, нынешние школьники собирают рейд в онлайн-игре. Объекту воздыхания не пишут записку под партой, а ставят лайк в соцсетях. А в знак уважения к учителю дети не встают когда он входит в класс, а вынимают наушники...

Как гаджеты меняют новое поколение, и можно ли с этим бороться, рассказала психолог Марина Чижова, проректор Института перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы.

ЗОМБИ И МАРАЗМАТИКИ

- Я столько раз читала о том, что из-за гаджетов и соцсетей у детей хуже развивается память... Неужели из-за напоминалок в телефоне через 50 лет в мире будут одни маразматики?

- Я бы не сказала, что у современных детей плохо развивается память, - говорит Марина Алексеевна. - Непроизвольное внимание и память у ребенка ничуть не страдают! А если он может целый час сидеть за игрушкой, значит, это же время он может посвятить и другой деятельности. Наша задача сделать так, чтобы она была интересной и вошла в привычку. Вот произвольное внимание и произвольная память могут развиваться хуже — это когда надо сосредоточиться и прочитать абзац в учебнике. Но и этому всегда надо было специально учить ребенка, чтобы он мог анализировать информацию и делать выводы. Почему бы для этого не использовать гаджеты?

- Получается, мы детей учим не тому, что им нужно будет для выживания в мире технологий? Вот им и не интересно в школе...

- А у нас сейчас подменили понятия. Развитие всех мыслящих существ идет от непосредственного внимания и запоминания к опосредованному. То есть, мы с ребенком сперва делаем то, что ему интересно, затем это становится навыком, который потом можно применять где угодно. А мы детей в четыре года ведем в какой-нибудь развивающий центр и спрашиваем, есть ли там чтение-письмо-математика, а не игра-общение-рисование. И считаем, что если есть, то центр молодец. То есть, мы нагружаем ребенка тем, что ему по возрасту не подходит. И в итоге получаем безынициативного зомби, которого технически можно всему научить, а интереса у него ни к чему нет!

- И жалуемся потом, что это гаджеты во всем виноваты...

- Это родители сами портят ребенка. Чуткие мамы и папы понимают, что надо отталкиваться от того, что ребенку интересно. Пусть уж дети лучше лепят буквы из пластилина, чем пытаются их зазубрить и сложить в слоги. Так в дошкольном возрасте к ним будет больше интереса.

Вот на такую скульптуру вдохновили современные детки чешского скульптора Давида Черного

Вот на такую скульптуру вдохновили современные детки чешского скульптора Давида Черного

ШКОЛА: ПЕРЕЗАГРУЗКА

- Сейчас многие говорят, что у детей вообще нет стимула учиться. И правда, зачем вставать в 6 утра к первому уроку, если все, что скажет учитель, можно прочитать в интернете, не вылезая из кровати?

- Да, мы теперь по одному клику можем узнать любую информацию. Это на 100 процентов приведет к тому, что школа изменится, и нам придется исходить не от объема знаний, а от навыков анализа. Мы не можем ограничить поток информации, которая поступает к детям. Но и анализировать ее не учим! Мы лишь требуем, чтобы ребенок помнил все, чему его научили — и забываем про то, что наши навыки должны быть адекватны той среде, в которой мы живем. Сегодня не надо запоминать всё - достаточно запомнить лишь то, какой вывод ты сделал из всего этого объема информации.

- Похоже, информатику и начала анализа пора переносить из старших классов в детсад... Но как мы детей научим тому, что сами не умеем?

- Постепенно новые педагоги сами подтянутся. Сегодняшние выпускники пойдут работать в школы и в ВУЗы. Они будут более адаптированы к современности и станут учить этому будущих детей. Да, качество образования при этом может измениться. Но это не потому, что мир плохой, просто мы сейчас меняется сам смысл понятия «образование».

Может, пора вернуться к методам воспитания, проверенным веками?

Может, пора вернуться к методам воспитания, проверенным веками?

ЦИФРОВОЙ КОЛИЗЕЙ

- Американские ученые подсчитали, что ребенок к концу начальной школы видит по телевизору и в интернете почти 8 тысяч актов агрессии. Делают ли гаджеты детей более жестокими?

- Это только в наших головах у детей должно быть радостное детство. А среднестатистический школьник часто дерется со сверстниками. Мы пытаемся с этим бороться, но безуспешно. Надо признать, что насилие в жизни ребенка возникает не потому, что злые взрослые дали ему гаджет, а потому, что насилие — это вообще часть нашей жизни. Что, в советское время школьных драк не было? Так же, как и секса — просто мы про это не говорили. Нужно учить детей относиться к этому адекватно, чтобы он мог уметь отстаивать свои права и не становился при этом агрессором.

- Все действительно так плохо?

- Ну, человечество в целом становится все более гуманным. Раньше нормой был инфантицид, а сейчас мы осуждаем аборты. Хотя насилие из нашей жизни никуда не исчезло. Раньше дети видели, как на площадях казнят преступников, и все-таки эволюционировали в сторону гуманизма... И вряд ли дети сейчас могут увидеть в играх что-то новое для них, что-то, что они в обществе не видят ни по телевизору, ни в жизни.

- Не слишком-то далеко мы ушли от пыток и средневековья...

- Вся наша цивилизованность — лишь оболочка. Эволюция привела к развитию памяти, внимания и мышления, так как их главная задача, как высших психических функций — помочь нам адаптироваться к меняющейся среде. И законы эволюционного развития за три миллиарда лет не изменились, и так и будут развиваться, это среда изменилась. Надо просто самим учиться, заниматься самореализацией, и подавать пример ребенку. И принять, что мир меняется, и простыми запретами этого не отменить.

Просто подставьте любое слово...

Просто подставьте любое слово...

УЖАС ПЕРЕД НОВЫМ

- Получается, мы просто эволюционируем в сторону гаджетов и интернета... Так что, запрещать планшеты — это словно запрещать ходить на двух ногах, и требовать перемещаться по веткам, как предки-приматы?

- В нашем новом мире сменились навыки, и мы не можем предсказать, какие умения понадобятся нам в будущем. Вот я не отличу съедобный гриб от ядовитого, разве что помню, как выглядит белый на картинке... Раньше от этого навыка зависела бы вся моя жизнь, а теперь я просто иду в магазин и покупаю грибы! И мы не знаем, какие навыки нужны нам будут дальше. Невозможно было предсказать, как изменится мир с появлением телефона. И это очень травматичная ситуация — я не знаю, в каком мире окажусь через 15 лет, и успею ли я адаптироваться. И именно из-за этого страха родители стремятся ограничить все и вся: я и с этим-то еле справился!

- Как тетечки-бухгалтерши из анекдотов, которые до сих пор отчеты пишут от руки под копирку...

- Для них — лучше уж по старинке, потому что компьютер им выдали, а страх перед ним не забрали. Это реально страшно, и это нормально! Неизвестно, к хорошему или к плохому ведет нас жизнь. Надо просто констатировать для себя: против чего я могу бороться, а против чего нет, и правильно прикладывать усилия.

- И дай нам мудрости отличить одно от другого...

- Да. Я могу повлиять на выбор игрушек для моего ребенка, но я не могу закрыть его интерес к игрушкам, которые мне не нравятся. Я не могу отменить интернет, но я могу обсудить с ребенком его эмоции по этому поводу. Нельзя запретить ребенку чувствовать интерес к тому, что он кого-то убивает в игре, но можно с ним об этом поговорить.

- Мы можем быть какими угодно продвинутыми, но у нас со всех трибун рассказывают, что гаджеты — это ужас ужасный. Можно ребенка всю свою жизнь поддерживать, но ему потом в этом мире жить без нас...

- Просто подождем 15 лет. Те дети, которым сейчас запрещают гаджеты, возможно, на чувстве протеста пойдут менять мир. И когда сегодняшний ребенок будет сидеть в Госдуме, он будет действовать в соответствии со своими убеждениями. Посмотрим, что будет даже через несколько лет. И хорошо бы мы сейчас учитывали разные мнения, а не просто запрещали — иначе дети вырастут и начнут запрещать нам.

А вы согласны с точкой зрения эксперта? Меняют ли гаджеты и соцсети ваших детей?

Присылайте ваше мнение мне на почту, konuhova-kp@mail.ru.

КСТАТИ

Какими детскими играми можно заменить гаджеты

Нынешние ребятишки больше не играют в прятки и дочки-матери. Они мало гуляют на улице с друзьями, редко падают с деревьев и не очень любят швыряться снежками. То, без чего мы не можем представить себе детства, уходит в прошлое! Вместо друзей по двору и классиков на асфальте у нынешних детей френды в соцсетях и стрелялки в компьютере. Но запустить птицей в кучу свиней на планшете (кто не знает - это сюжет популярнейшей игры Angry Birds) - это совсем не то же самое, что получить совочком по башке в песочнице! Кем же вырастут детки, для которых окно во внешний мир - это Windows? (подробности)