Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Политика26 августа 2015 20:20

«Рост неопределенности темпов»: правительство не смогло внятно объяснить Путину, что ждет рубль

Президент с членами кабинета министров обсудили экономическую ситуацию в стране
Владимир Путин попросил ответственных прояснить ситуацию с курсом рубля и ценами на нефть

Владимир Путин попросил ответственных прояснить ситуацию с курсом рубля и ценами на нефть

Фото: РИА Новости

В начале традиционного совещания президента с правительством отвечающий за Дальний Восток вице-премьер Юрий Трутнев доложил, что на предстоящий во Владивостоке Восточный экономический форум поступили заявки от 4000 участников, хотя рассчитан он всего лишь на 1000 человек. Но это была, пожалуй, единственная хорошая новость для президента от кабинета министров в этот вечер. Потому что дальше Владимир Путин попросил ответственных прояснить ситуацию с курсом рубля и ценами на нефть, и уже по одному тому, насколько мудрено формулировал свои мысли глава минфина было понятно - ситуация совсем не под контролем.

- В последние дни усилилась волатильность на мировых финансовых и сырьевых рынках, - начал Силуанов объяснять что именно происходит. - Мы видим снижение фондовых индексов где-то на 10 %, снизились цены на сырьевые товары, произошло ослабление валют, особенно развивающихся стран.

Тут Силуанов дошел до причино-следственной связи и объявил: виной всему «рост неопределенности темпов китайской экономики». Рост неопределенности темпов! Это, несомненно, было объяснение.

- Для России, безусловно, основное влияние оказывает снижение цен на нефть, - не побоялся раскрыть главную причину глава минфина. - Безусловно, это не могло не отразиться и на финансовом рынке Российской Федерации.

Наверняка, и Путину, и всем россиянам в этот момент очень хотелось бы услышать что-нибудь вроде: «но мы знаем, что нужно делать. Это...» Однако, в качестве утешения Силуанов смог привести лишь экскурс в недавнее прошлое: мол, бывало такое уже, но ведь живы.

- Подобную ситуацию мы уже видели в начале текущего года, но при этом удорожание нефти, которое произошло, привело к укреплению рубля, - сказал министр. - Нельзя исключать и повторения такой ситуации.

И тут же сам признал - правильнее все же будет ожидать худшего:

- Аналитики, которые анализируют ситуацию на нефтяном рынке, говорят, что снижение цен на нефть может иметь долгосрочный характер, и нам нужно готовиться к такому сценарию и обеспечивать финансовую и бюджетную стабильность. В текущем году все обязательства, которые у нас предусмотрены в бюджете, будут, безусловно, выполнены. Нам нужно будет задействовать резервы, которые мы накопили, но резервы небезграничны, и на следующий бюджетный цикл нам уже нужно принимать меры по приведению наших обязательств в соответствие с новыми макроэкономическими условиями.

То есть, говоря проще, минфин предлагает уже сейчас начать прикидывать - на чем еще можно сэкономить. Не нашлось утешительных аргументов и у главы Центробанка.

- Ключевой фактор, который влияет на динамику рубля, – цена на нефть, - не стала оригинальничать Эльвира Набиуллина. - Но мы в этом году видели, что она может и падать, может и расти. Разворот может произойти в любой момент.

Вообще, эта нескрываемая надежда представителей экономического блока правительства на то, что может быть все исправится само, и было самым тревожным.

- Мы просчитывали заранее разные сценарии, понимая, что может быть и негативный сценарий, чтобы заранее к этому подготовиться, - пыталась подсластить пилюлю Набиуллина. - Когда позволяла ситуация, мы наращивали золотовалютные резервы, чтобы создать долгосрочные основы для финансовой стабильности, чтобы укрепить нашу подушку безопасности.

На фоне того, что Силуанов только что заявил о небеспредельности резервов, история про подушку нисколько не успокаивала.

- Главное для нас сейчас, чтобы динамика курса минимально отразилась на росте цен, - все же вышла на позитив Набиуллина. - Я хочу сказать, что после ослабления курса, которое было в начале года, инфляцию удалось взять под контроль. Недельная инфляция в течение 16-ти недель была на уровне 0,01 процента, за исключением одной недели, когда у нас было традиционное повышение тарифов.

- Спасибо, - только и ответил на оба доклада Путин.