Так ли невинен русской фольклор?
РУССКИЕ ЗАВЕТНЫЕ СКАЗКИ
«Книговек», 2015
«Рукописи не горят» - постулат небезусловный, тем более в России. Летописи писались и переписывались по приказу князей и владык, языческое наследие славянских и финно-угорских народов уничтожалось на протяжении многих веков и даже скоморохов нередко возводили на костер. При такой практике реальных фольклорных источников истории даже основных народов России почти не осталось. Сказки и былины, которые мы сегодня считаем «народными» в большинстве своем выжимки и бесконечно приглаженные государственной и церковной цензурой тексты XIX века. Первое же серьезное и полное исследование устных преданий и сказок, которое подготовил к печати Александр Афанасьев в 1860 году был запрещено и уничтожено, а автор потерял место службы. Итогом стало то, что первыми с настоящими русскими сказками познакомились слависты Швейцарии и Франции в 70-х годах XIX века, а отредактированный вариант трехтомника пристойных народных русских сказок вышел только в период с 1936 по 1940 год.
В сборнике «Русские заветные сказки» собраны записанные Афанасьевым сказания носящие эротический характер и даже отчасти восхваляющие сексуальную энергию, как лечебную и плодородную. Совокуплений и элементов ненормативной лексики в книге более чем достаточно, сказки, безусловно, взрослые. Читать о подобных действиях и с такими словами в контексте жизненных коллизий купчих, царевен, солдат и крестьянок довольно забавно. Нередкими персонажами срамных сказок становятся поп и попадья, что, безусловно, характеризует один из пластов отношения народа к служителям культа. Напомню, что эти «антирелигиозные» сюжеты были собраны Афанасьевым в середине XIX века в православных губерниях Российской империи. Судить народное творчество дело неблагодарное. Значительно полезнее прочесть и просто знать, что кроме Алёнушки и Серого Волка в русских сказках бывали и другие сюжеты.