Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Общество31 января 2017 22:00

Преступника, угнавшего самолет полвека назад, вычислят по галстуку

Клочок ткани стал главной уликой в истории о единственном в мире нераскрытом похищении лайнера
Пассажиры даже не догадывались, что самолет угнали. Все было продумано изящно, до мелких деталей.

Пассажиры даже не догадывались, что самолет угнали. Все было продумано изящно, до мелких деталей.

Фото: ru.wikipedia.org

24 ноября 1971 года «Боинг-727» «Северо-Западных авиалиний» США начал рутинный рейс из Портленда в Сиэтл. Через 8 минут после взлета пассажир, сидевший в хвосте на месте 18C, передал стюардессе записку. Девушка решила, что хорошо одетый джентльмен в костюме при галстуке зовет ее на свидание. Но на клочке бумаги значилось: «У меня в портфеле бомба... Ваш самолет угнан, сядьте рядом со мной». Последнее требование было выполнено. Мужчина (авиабилет он приобрел на имя Дэна Б. Купера) приоткрыл сумку, где бортпроводница с ужасом разглядела красный цилиндр, обмотанный проводами. Через девушку Дэн продиктовал условия: «Садимся в аэропорту назначения. Мне нужно 4 парашюта и $200 тыс. мелкими купюрами. Затем дозаправляемся и летим, куда я скажу».

«Боинг» благополучно приземлился в Сиэтле, пассажиры сошли с трапа, а агент спецслужб доставил на борт все, о чем просил Купер.

Прыжок в неизвестность

- В начале семидесятых подобные преступления были в новинку, а главный герой явно стремился избежать лишних жертв, поэтому спецслужбы пошли навстречу, - говорит «КП» военный эксперт Андрей Сарвень.

Оставшись один в пассажирском салоне, Д. Б. Купер приказал экипажу лететь на юго-восток, над самыми дикими и слабозаселенными землями Штатов. При этом, задавая скорость и эшелон, мужчина сообщил пилотам такие технические подробности, которые как минимум выдавали близкое знакомство с авиацией. Сгущалась ночь, началась гроза, «Боинг» шел с минимальной скоростью на высоте три тысячи метров. При почти нулевой видимости угонщик открыл хвостовой люк и выпрыгнул, прихватив деньги, два парашюта (из четырех) и даже бомбу. Все свои вещи, кроме одной: недалеко от его сиденья нашли галстук. Специально Купер его оставил или забыл - неизвестно.

- То, что он прихватил бомбу, означает - она была ненастоящей, - полагает Сарвень. - При приземлении реальное взрывное устройство могло бы сдетонировать. Что расчетливый преступник прекрасно осознавал. Но, судя по тому, насколько детален и хитроумен был его план, Дэн собирался уцелеть. А значит, он уже до того имел опыт парашютирования в экстремальных условиях и был знаком с тем, как это правильно сделать, - считает эксперт.

Фоторобот Купера, составленный ФБР.

Фоторобот Купера, составленный ФБР.

И никто больше его не видел

Через три недели после угона в редакцию газеты Los-Angeles Times пришло письмо:

«Я вовсе не современный Робин Гуд. К несчастью, мне осталось жить лишь четырнадцать месяцев. Угон самолета был для меня самым быстрым и выгодным способом обеспечить последние дни своей жизни. Я ограбил авиакомпанию не потому, что считал такой шаг романтическим или героическим. Ради подобных глупостей я никогда не пошел бы на такой огромный риск. Я не осуждаю людей, которые ненавидят меня за мой поступок, не осуждаю и тех, кто хотел бы видеть меня пойманным и наказанным, тем более что этого никогда не произойдет. Я не сомневался, что меня не поймают. Я уже несколько раз летал на различных маршрутах. Я не собираюсь залегать на дно в каком-нибудь старом, затерянном в лесной глуши городишке. И не подумайте, что я психопат: за свою жизнь я не получил даже штрафа за неправильную парковку».

...С тех пор человека, назвавшего себя Д. Б. Купером, никто не видел.

В 1980 году в лесистой местности была обнаружена пачка истлевших баксов из «куперовской серии» (перед передачей денег агенты ФБР переписали все серийные номера), но в количестве всего $6 тыс. Возможно, хитроумный Дэн инсценировал смерть, чтобы запутать следствие. Найти и доказать ничего не удалось. Дело было списано в архив.

Работал на «Боинге»?

Однако загадочное дело не давало покоя энтузиастам. Совсем недавно независимые ученые из Сиэтла (поговаривают, их наняло ФБР) исследовали галстук, 46 лет назад оставленный Купером в салоне «Боинга» перед прыжком. И нашли ключ к установлению личности дерзкого преступника! Здесь ученым очень помогло то, что галстуки стирают куда реже, чем прочие элементы одежды. Электронный микроскоп обнаружил на темной полоске ткани весьма необычные вещества: молекулы титана, стронция, церия и других редкоземельных элементов. Такое сочетание могло встречаться только на авиастроительных предприятиях.

- Мужчина, назвавший себя Купером, хорошо разбирался не только в парашютном спорте, но и в авиастроении, аэродинамике и управлении самолетом, - предположил в эфире Радио «Комсомольская правда» (fm.kp.ru) заслуженный летчик-испытатель СССР Виктор Заболотский. - Уверен, он работал где-то в авиационной отрасли.

Круг поисков сужался. Выяснилось, в начале 70-х один из американских концернов разрабатывал новую технику, где применялись как раз титан, церий и стронций. И это был... авиахолдинг «Боинг». И один из его заводов тоже находится в Сиэтле, откуда Дэн и отправился в свой заключительный рейс.

- Угонщик не зря выбрал именно «Боинг-727»: у того в хвосте есть откидная рампа, позволившая Куперу совершить прыжок. Так что с воздушными судами этого производителя мужчина явно был хорошо знаком, - продолжает Заболотский.

Итак, скорее всего, Дэн работал на корпорацию «Боинг». Причем на довольно высокой должности - грузчики или сварщики галстук на работе не носят. Ученые через журналистов обратились к ветеранам этой авиастроительной фирмы - возможно, кто-то подскажет, в каком подразделении на рубеже 60 - 70-х использовались именно такие редкоземельные металлы, - тогда круг подозреваемых сузится до единиц.

Однако по-прежнему нет ответа на самый главный вопрос...

Те самые истлевшие доллары из «куперовской серии», которые нашли в лесу в 1980 году. Фото: FBI

Те самые истлевшие доллары из «куперовской серии», которые нашли в лесу в 1980 году. Фото: FBI

ИТОГО

Жив ли Дэн?

- Д. Б. Купер был неплохим психологом, - считает Виктор Заболотский. - Перелет от Портленда до Сиэтла - менее 250 километров, времени на раздумья у полиции после известия об угоне очень мало. Далее, запрошенный выкуп в $200 тыс. (примерно $1,5 млн. на нынешние деньги) - относительно небольшая сумма, с которой властям психологически легко расстаться. Купер сделал все, чтобы сбить преследователей с толку: например, попросил четыре парашюта, и у спецслужб сложилось впечатление, будто у него есть сообщники среди членов экипажа. Кстати, вначале на борт принесли военные парашюты, но угонщик попросил поменять их на спортивные: такими легче управлять в воздухе. Затем мужчина велел лететь в Мексику с дозаправкой в аэропорту Рино (где его и рассчитывали схватить), но это тоже был блеф: вскоре после взлета Дэн спрыгнул над территорией национального парка. Здесь есть сеть грунтовых дорог с указателями, по которым можно быстро выйти к людям. Выжил ли Купер после прыжка? Думаю, да, и ему благополучно удалось ускользнуть. Иначе на земле рано или поздно нашли бы купол парашюта и останки беглеца...

...Впрочем, есть и конспирологическая версия. Никто, кроме стюардессы, толком не видел Купера, так что весь «угон» мог быть спектаклем, разыгранным экипажем ради получения денег. А возможно, сейчас постаревший Дэн лежит в шезлонге на берегу океана и посмеивается, читая эту статью через интернет-переводчик. Максимум, что грозит небесному экстремисту за давностью лет, - обвинение в неуплате налогов.

КСТАТИ

После этого случая все самолеты «Боинг-727» были снабжены несложным устройством, которое не позволяет открыть выход в хвостовой части. Это устройство получило название «лопатка Купера».