Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Звезды19 апреля 2017 22:00

Баста: Сейчас на вопросы отвечает не рок, а рэп

Самый популярный рэпер страны рассказал, как в нем уживается три музыкальных воплощения и куда уходят 140 миллионов ежегодной прибыли [видео]
Вася – больше, чем рэп. ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

Вася – больше, чем рэп. ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

Василий Вакуленко первым из российских рэперов выступил в Кремле, «взял» «Олимпийский» и оказался наставником шоу «Голос». Его гастрольный график расписан до конца года. Ведь Вася – больше, чем рэп. Он представитель современной поэзии с большой амплитудой - он же Баста, он же - Ноггано и он же - N1NTEND0. Одновременно музыкант пишет саундтреки к хитам кинопроката и музыку к документальным фильмам о художниках Эрике Булатове и Оскаре Рабине.

Сегодня артист празднует свое 37-летие, а 22-го апреля вновь собирает 30 тысячный «Олимпийский», в который все билеты уже проданы. Мы встретились с Василием в его детище - столичном клубе «Газгольдер».

«РЭП - НАСТОЯЩАЯ УРБАНИСТИЧЕСКАЯ МУЗЫКА»

– На альбоме «Дурень» группы «Алиса» есть такая цитата: «Посмотришь на него – человек как человек, а внутри – город, дымящийся в руинах». Вы могли бы отнести к себе эти слова?

– То, что я чувствовал в семь лет, я продолжаю чувствовать и сейчас. Обертка просто изменилась, и это не влияет никак. Хаос – это тоже свой порядок. Здесь, например (показывает на студию, где мы сидим) человек не найдет ту вещь, которую я попрошу. Скажет – да это же хаос, тут все разбросано. А для меня тут порядок. Так же и в музыке – когда все ясно и понятно, это скучное, организованное говно.

– Почему сейчас так сильно изменилась музыкальная история нашей страны? Раньше был рок и поп. А сейчас молодежь в основном увлечена рэпом.

– Молодежь ищет разное. Мне лично рэп больше нравится, как концепция. Это настоящая урбанистическая музыка. Что нового сейчас несет рок? Что становится откровением? Шнуров – это самое лучшее, что сейчас есть, такая квинтэссенция.

– А как же Шевчук?

– Дядя Юра – это не рок. Это русская народная музыка, фолк в лучшем смысле этого слова. Это даже хип-хоп, мультикультурализм, потому что Шевчук использует в своей музыке все, что посчитает нужным. Дядя Юра – это суперзвезда.

– Тем не менее, он большой поэт.

– Несомненно! Я не приуменьшил его значения, я избавил его от этого клише про «русский рок». Так же как и «русский рэп» – мне тоже не совсем ясно, что это.

Василий Вакуленко первым из российских рэперов выступил в Кремле, «взял» «Олимпийский» и оказался наставником шоу «Голос». ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

Василий Вакуленко первым из российских рэперов выступил в Кремле, «взял» «Олимпийский» и оказался наставником шоу «Голос». ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

«Я - РАБОЧИЙ ЧЕЛОВЕК, ТОЛЬКО ЕЩЕ И ПЕСНИ ПИШУ»

- Мне кажется, что сейчас все деньги в шоу-бизнесе сосредоточены в хип-хоп и рэп-культуре. То есть, рэп стал главнее поп-музыки?

- Рэп просто занял свое место. Если рок не отвечает на вопросы, рок – уже не рок. Это просто музыка, в которой используются тяжелые гитары. А рэп стал отвечать, потому что он быстрее, современнее. Сейчас чтобы сделать песню о том, что волнует, нужно найти в Интернете бит, написать текстовый файл, подключить микрофон через музыкальную плату и закинуть трек в интернет. Следующая эпоха, уверен, принесет нам новые возможности, которые позволят еще быстрее делиться чувствами, позицией, эмоциями.

– Многие артисты начинают заниматься бизнесом - я прочитала, что у вас есть книжное издательство, отель, линия украшений...

– Это только верхушка айсберга! Еще есть нефть! Вообще все, что написано имеет к действительности условное отношение. Я сотрудничаю с разными людьми. Вот журнал Forbes пишет - «Баста заработал в этом году столько-то миллионов». Но Forbes, почему-то не пишет о том, сколько я потратил: о зарплатах сотрудникам, о реинвестициях, и тому подобных вещах. Как шутит моя жена: «А где гроши?».

- Я так поняла, что вы получаете в год где-то 140 миллионов рублей, из которых большую часть, ну, если уж смотреть в масштабе этой гигантской суммы, вы тратите и вкладываете куда-то?

- По прибыли, с учетом лейбла, - плюс-минус. Если вы каждый месяц платите до 4 миллионов рублей на заработную плату, плюс аренда помещения, другие расходы - это серьезные суммы. Для того, чтобы весь механизм продолжал функционировать, нужны большие траты. Вот я - рабочий человек. Я как бы помимо всех проектов еще пишу песни – шутка такая появилась у меня.

Самый популярный рэпер страны рассказал, как в нем уживается три музыкальных воплощения. ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

Самый популярный рэпер страны рассказал, как в нем уживается три музыкальных воплощения. ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

– И все это ради денег?

– Нет. Творчество наполняет мою жизнь максимальным смыслом. Я не могу «почивать на лаврах» потому что все, что я до этого сделал, со временем теряет смысл. Вот вышла новая песня «Сансара» (на данный момент песня занимает первое место в топе iTunes - авт.). Я ее погонял и успокоился. Хорошая песня, а что дальше? Я пишу потому, что мне нравится. И это единственное, к чему у меня есть усидчивость.

ЕСТЬ МЕНТЫ, А ЕСТЬ МУСОРА

- Я, кстати, если бы была например, каким-нибудь милиционером, то могла бы быть в легкой обиде на песню «Мент». Было, чтобы к вам, например, подходили со словами: «Ну, чего ты гадости про нас поешь?». А ты говоришь: «Это не я, это Ноггано был».

- Нет, такого не было. А на что именно можно обидеться? На то, что я считаю милиционеров, которые нарушают закон и предают родину, «мусорами»? Это правда, я не отказываюсь от своих слов. Думаю, нет ни одного человека, некоторый бы с этим не согласился.

- В смысле есть милиционеры, а есть «мусора»?

- Да, так и есть. Человек, который предает, ставит под удар честь офицера, возложенную на него ответственность – это мусор. Человеческий мусор. Молодой и сильный человек, который обижает пожилого – тоже мусор. Это человек-мусор, для которого необходима перемена ценностей, жизненных взглядов, переоценка всего происходящего. Но каждый имеет право на ошибку. Бывает такое, что определенные причины толкают нас на определенные поступки.

Я знаю достойнейших сотрудников полиции, которые рискуют жизнью. Знаю сумасшедших работящих, придумывающих что-то, приработки какие-то. Сотрудник, который получает зарплату, на которую не может нормально содержать семью, детей, превращается в животное. Потому что он вынужден, потому что он приходит домой, видит свою жену, которая говорит ему: «Ты там жизнью рискуешь, а домой ничего не приносишь». Понимаете, да? Я в святого не играю. Когда меня остановят за нарушение, возможно, попрошу, улыбнувшись, чтобы меня отпустили. И в песнях своих часто я о себе рассказываю все как есть.

Баста, он же - Ноггано и он же - N1NTEND0. ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

Баста, он же - Ноггано и он же - N1NTEND0. ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

– Тимати говорил, что он может изменить Россию: турники в парках ставит, рабочие места создаёт. А вы чувствуете, что на вас лежит ответственность перед аудиторией?

– На мне не лежит никакой ответственности. Как и ни на ком другом. Я лично должен продолжать делать то, что делаю, максимально честно. Куда это меня вывезет – другой вопрос. А патриотизм – это не пирог, который нужно делить, кто больше, а кто меньше. Время покажет.

«ЧТОБЫ ЗАЩИТИТЬ ТО, ЧТО МНЕ ДОРОГО, Я ПЕРВЕРНУ ЗЕМЛЮ»

– В поп-музыке такого нет, как у вас в культуре - «разбираться по понятиям». Там, условно, поругался Киркоров с Тимати или Тимати с Биланом, пошумели и успокоились. А вот когда вас задели кемеровские блогеры «Немагия», сказав грубость про вашу маму, вы собирались приехать к их родителям, посмотреть с ними работы их детей. А когда Дэцл подал в суд за то, что вы его назвали «лохматым чмом», лично поехали в Ростов на судебное заседание.

– Когда переходят на личности, близких мне людей, для меня нет величины, до которой я не смогу добраться. Я сыграл с «Немагией» на их поле, и они проиграли. Они заявили, что я объявил на них охоту. А я просто сидя в Twitter писал какие-то вещи, которые на них действовали и совершил самый большой троллинг а мире.

– 30 тысяч предложили своим подписчикам за экстремальное фото с парнями!

– Да. Ну, это же просто азы стендапа, которые они даже не поняли.

– Часто ли вообще бывает, что приходится как-то жестко отстаивать свою позицию?

– Нет. Но защищать то, что мне дорого и то, что я считаю для себя важным, я буду. Это принципы, музыка, семья – я просто буду переворачивать землю.

«СО ВРЕМЕНЕМ Я ПРЕВРАЩАЮСЬ В ЦИНИЧНОГО ПОДЛЕЦА»

- Кстати, вы смотрели фильм «Сплит»? Про чувака, у которого было много личностей. Я веду к тому, что вы как-то умудряетесь переключаться между Бастой, Ноггано и N1NTEND0. Вам не тяжело?

– В фильме речь идёт о шизофрении, а у меня о творчестве. Вы не представляете, какие были истории. Я приезжал в Ростов, и мой друг мне говорил: «Садись в машину, я тебе сейчас поставлю типа одного, он живет в Аксае и записывает эту музыку». И ставит мне диск Ноггано, не подозревая, что это и есть я. А когда я первый раз выступал как Ноггано в Питере и вышел петь, там ступор был минут 20 у людей. Это было круто. Провокация, которая меня очень радовала. Музыка – она безгранична.

Сегодня артист празднует свое 37-летие, а 22-го апреля вновь собирает 30 тысячный «Олимпийский», в который все билеты уже проданы ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

Сегодня артист празднует свое 37-летие, а 22-го апреля вновь собирает 30 тысячный «Олимпийский», в который все билеты уже проданы ФОТО Андрей ЕРЕМЕНКО

- Когда услышала песню «Медлячок», мне показалось, что это прямо жесточайший стеб над всей поп-музыкой.

- Нет. Она о том, какими мы были в детстве. Мы хотели нравиться и чтобы нас любили. Там в припеве все сказано: «И банально, и неталантливо, и звучат они все одинаково». Это про любовь. Там самые главные строчки – «как сумел на гитаре сыграл и спел». Это про детство. Мне очень нравится эта песня. Я счастлив, что она такой получилась. Я написал припев, и целый год не мог написать куплеты. И понял, что мне нужно рассказать простейшую историю. Про то, как я вспоминаю, что мечтал, чтобы одна девочка меня любила. Со временем, как и многие, я превращаюсь в циничного подлеца. Но такие вещи меня трогают. Воспоминания, детство, настоящая любовь, какая-то вот такая безответная, горестная. Это единственная, пожалуй, песня, на которой я смотрю в зал, в лица людей, когда пою.

– А какой клип стал самым популярным в YouTube?

- Он же, «Медлячок» – 20 с лишним миллионов просмотров.

- Мне кажется, тема ностальгии очень популярна сейчас.

- Это самое честное искусство, оно говорит о тех вещах, про которые людям неловко говорить, потому что уже есть «нависающий» интеллект, опыт жизни. Я встречал таких людей, которые брезгуют простыми вещами. А в них есть искусство. В определенном смысле «Битлз» – это самая спекулятивная группа.

«НА РОДИТЕЛЬСКОЕ СОБРАНИЕ ХОДИЛ ДВА РАЗА»

- А вы, кстати, когда поняли, что стали популярным артистом? Когда вас узнали в первый раз?

– В моем родном городе, когда я написал «Мою игру». В этом году этой песне 19 лет. Я спел ее в ростовском Дворце спорта ­– это был концерт, где был весь город. Было очень приятно, потому что мне с детства хотелось, как и всем ребятам, быть в чем-то реализованным. Спортом я почти не занимался. Бандитом не был. Получилось быть музыкантом. И я счастлив. Самое главное признание в моей жизни я получаю от моих родителей и моего города. Я такой, немного старик в этом. Выступал два раза на Дне города в Ростове-на-Дону, пришло 130 тысяч человек на площадь. Я не знаю, что может быть круче этого.

- Вот вы с вашей занятостью, успеваете, например, ходить на родительские собрания?

– Был два раза. У меня дочь учится в первом классе в обычной школе.

«ВАЖНО ПОНИМАТЬ, ЧТО С УКРАИНОЙ У НАС НЕ ВСЕ РАЗОРВАНО, НЕ ВСЕ ПОТЕРЯНО»

- Мне кажется, что раньше рокеры выполняли такую функцию – реагировать на злобу дня. А сейчас есть такое, что у вас что-то отзывается по поводу того, что сейчас происходит, и о чем обязательно надо спеть или сказать?

- Ну, я, по крайне мере, спел песню «Сансара». В ней моя «злоба дня» отображена (В апреле Василий записал песню «Сансара», объединив поколения и самых разных музыкантов – Диану Арбенину, СанСэя (5’Nizza) Александра Скляра и других в одном треке - ред.).

- У вас в клипе снялся Александр Ф.Скляр – у него есть своя позиция, которую он жестко выражает в песнях и своем блоге. Как та же группа «25/17».

- Ну, о чем конкретно? О политике, о том, что происходит в стране?

- Да. Об Украине, например.

- У меня конкретная позиция по этому поводу. Я считаю своим братским народом тех, кто живет в этой стране. У меня половина крови украинской. Считаю то, что происходит между нами – это трагедия. Я езжу в Украину и считаю это самым важным, что может сделать каждый музыкант. Вот в этом моя позиция. Там у меня много друзей, много родственников живет. То, что происходит между нами – это какая-то политическая неточность, так скажем. Для меня любой убитый человек – это трагедия. Любая разрушенная семья – это трагедия. Дом разрушенный – это трагедия. Слезы матери, хоронящей своего сына – это трагедия. Кровь, которая льется – это трагедия. Вот и все. Я хочу, чтобы в наше время, в 21 веке, мы пытались находить общий язык, уступать. Быть терпеливее. Вот я приезжаю в Киев. Я иду по улице, допустим, с братом. Подходит человек и говорит: «Вася, спасибо, что приехал». Так важно понимать, что не все разорвано, не все потеряно, что мы не два разных мира. Я выхожу на концерт, там 5000 человек, я пою свои песни. Такие же, какие я пою здесь. Не меняю ни одного слова. Мне кажется, что в музыке есть какая-то обезболивающая вещь. Ни здесь, ни там – никто не любит войну.

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

Василий Вакуленко – популярный российский музыкант, композитор, продюсер, один из основателей творческого объединения «Газгольдер». Родился 20 апреля 1980 года в Ростове-на-Дону. Известен по трем музыкальным проектам – Баста, Ноггано, Нинтендо. Участвовал в написании саундтреков к фильмам «Высоцкий. Спасибо, что живой», «Новый Человек-паук. Высокое напряжение», «Родина» Петра Буслова, «КЕ-ДЫ» Сергея Соловьева и многих других. В 2015 году Баста занял кресло наставника шоу «Голос». Один из самых цитируемых и популярных музыкантов по версии журнала Forbes. Женат на Елене Пинской, имеет двух дочерей – 7-летнюю Марию и 4-летнюю Василису.