Сумерки, звезды, велосипед. За полчаса до старта сажусь на велосипед и отправляюсь на место сбора.
Первые же 10 метров дороги и мой вихляющийся "велик" (как же далеко ты, мое велосипедное детство...) "уговаривают" меня отказаться от затеи. Велосипед ныряет из стороны в сторону, постоянно пытаясь во что-нибудь врезаться. А ведь мне предстоит около 2 часов велопробега - редкой в городе и Кузбассе ночной вело-экскурсии!
Но беру в себя в руки и все же еду дальше. Спустя несколько ямок, холмиков на асфальте и получив пару синяков на мягком месте, наконец-то, приезжаю к месту сбора. Батюшки! Сколько здесь людей! Пробую сосчитать – и сбиваюсь где-то на пятидесятом велосипедисте, а ведь почти половина непосчитанной осталась!
Инструктаж - готово! Маршрут - начинаем! Кто-то едет парами, другие - тройками. Я стараюсь держаться ближе к хвосту, чтобы ни в кого не врезаться. Нас ведет в ночное прошлое Новокузнецка Ирина Басалаева, преподаватель Новокузнецкого филиала КемГУ.
...Переезжаем проспект Металлургов. Про себя отмечаю, что в целях безопасности было бы разумнее перейти дорогу пешком, но вместе со всеми пересекаю перекресток чуть ли ни по диагонали. Владельцы четырехколесного автотранспорта терпеливо ждут, пока вереница велосипедистов переберется из пункта А в пункт Б. Многие сигналят. Но не для того, чтобы выразить возмущение (представляете, около 100 человек на велосипедах!), а именно чтобы выразить удивление и восхищение нашим ночным велопробегом!
Наша цель - стела "Комсомольской славы". К ней мы едем по тому самому проспекту Энтузиастов, на котором положили первый в истории Новокузнецка... асфальт.
И, кстати, дома, расположенные на этой улице, проектировал Эрнст Май. Этого немецкого архитектора пригласили в Сталинск, чтобы он «построил соцгород». Увы, идеи Мая были поняты не совсем верно, и построено не совсем то, что планировалось. И жители домов на Энтузиастов и Хитарова до сих пор поражаются размерам кухонь и ванных комнат, куда кроме собственно ванны ничего уже не помещается…
Вот она, стела. Торможу. Слушаю Ирину:
- В 1981-м под мемориальной плитой заложили капсулу с посланием комсомолцев ХХ века - комсомольцам ХХIII века. Увы, пролежала она недолго: пару десятков лет назад эту капсулу по одним слухам украли вандалы, по другим – где-то здесь же перепрятали.
Концерт на Водной
А листы нержавеющей стали собиратели цветного металла пытались сдавать в пункты приема. Я, конечно, понимаю – жажда наживы и стремление поскорее переписать историю в 90-е гг. были очень сильны. Но зачем же так поступать?!
... Мчимся дальше - по ночному проспекту Курако. Если честно, уже и не замечаю, как кручу педали, поворачиваю куда надо!
Ирина Басалаева поднимается на ступеньки заводоуправления и объясняет:
- Завод строился в непростые 30-е годы прошлого века, это была крупнейшая стройка в Сибири. А во время Великой Отечественной войны именно здесь варили броневую сталь для танков.
Вот и танк!
Перед заводоуправлением стоит настоящий танк Т-34, дошедший до Берлина. Почему именно он? Да потому, что каждый второй такой танк был «одет» именно в кузнецкую броню.
Как мы были в тоннеле с призраком
Въезжаем в тоннель, которые соединяет Площадь Победы и Верхнюю колонию. Еще с детства помню страшный «вентилятор», который очень сильно гудит, очищая воздух. Да и вообще само сооружение жутковато.
Велосипедный народ вокруг ахает.
Значит, жутко здесь не только мне. Оно и понятно. Ведь в тоннеле есть настоящая могила. В 1933-м прораб Заев заболел воспалением легких и, почувсчтвовав, что умирает, попросил похоронить его в этом самом тоннеле. Удивительно, но ему пошли навстречу. И с тех пор в тоннеле есть мемориальная доска, указывающая на место захоронения прораба.
«Очевидцы» утверждают, что похоронен Заев был в страшный мороз, и даже пришлось ставить жаровни, чтобы влажная галька не смерзлась.
Но, оказывается, его хоронили в июне 1933 года. И с тех пор время от времени кто-либо из задержавшихся на смене утверждал, что видели призрак Заева.
...Далее следуем «на кладбище». Становится жутко: дорога совершенно не освещенная, хоть и асфальтированная. Очень крутой подъем. Многие не едут, а идут пешком, везя велосипед рядом. Я тоже прекращаю крутить педали и становлюсь пешеходом – так действительно проще! На самом верху располагается Пантеон. Здесь находятся братская могила рабочих, погибших во время аварии, и 3 памятных плиты. Под одной из них находится прах умершего в 1920 году Михаила Курако, доменщика-самоучки (!), который внес огромнейший вклад в проектировку доменных печей. В 1947 году он был перезахоронен именно в этом Пантеоне.
Проезд по тоннелю. Снимать запрещено!
...Несемся к еще одной легенде города. Крутой спуск!
Велосипедисты - под звездами - с веселыми криками на огромной скорости спускаются вниз. Я медленно плетусь в конце.
Мы едем к площади Маяковского. Стоп, а какое отношение этот гениальный поэт имеет к нашему велопробегу? Самое прямое! Именно ему когда-то давно рассказал Хренов о строительстве Кузнецкстроя, приехав в Москву, об условиях, в которых живут и работают люди, о цели и идее, которые ими движут. И поэт под впечатлением написал знаменитое "Я знаю: город будет, я знаю: саду цвесть! Когда такие люди в стране советской есть!"
Удивительно, но долгое время были очевидцы, утверждавшие, что Владимир Маяковский якобы лично приезжал на Кузнецкстрой и беседовал лично с ними.
...И последняя остановка – парк отдыха «Водная». Темнота – хоть глаз выколи. Еду без фонарика, поэтому приходится полагаться на неверный свет луны и фонариков моих попутчиков. Где-то здесь, подпрыгнув на очередном холмике, я, наконец-то падаю с велосипеда. Почему наконец-то? Да потому что очень, очень давно не каталась. Потирая колено, слышу, как галдят ребята и говорят экскурсоводу - Ирине - спасибо. Говорю тоже. Нам светят звезды. Они точно такие же, как 50 - 100 лет назад. Они помнят Курако, Хренова, Заева и всех-всех удивительных строителей Кузнецка. Уезжаю счастливая: эти звезды, возможно, запомнят и наш велопробег.
СМОТРИТЕ ФОТОРЕПОРТАЖ:
http://kp.ru/f/3/image/91/21/1402191.jpg