Премия Рунета-2020
Кемерово
-2°
Boom metrics
Звезды19 октября 2011 15:55

Композитор Эдуард Артемьев подарил кузбасской филармонии новые произведения

Теперь и наш оркестр сможет играть музыку из любимых всеми кинофильмов Михалкова, Тарковского и Кончаловского [видео]
Источник:kp.ru

Творческий вечер композитора Эдуарда Артемьева слегка задержали. Но зритель в накладе не остался, так как концерт растянулся на два с половиной часа, вместо обещанных полутора.

Публика напряженно ждала. В зале появились главная по культуре в Кузбассе Лариса Зауэрвайн в компании с замгубернатора Еленой Рудневой. Лишь потом в боковых дверях, откуда обычно заходят зрители, появилась фигура того самого Эдуарда Артемьева, отца отечественной электронной музыки и автора композиций к более чем двум сотням кинофильмам. Перечислять оперы, сюиты и другие произведения композитора не хватит места. Поэтому не будем.

Вопреки ожиданиям многих маэстро не вышел под софиты, а занял место рядом со звукорежиссером за пультом. На сцену вышли кузбасские оркестр и хор. Специально приглашенный дирижер томской филармонии, испанец Сезар Альварес, занял место за пультом. Зал замер.

На концерте зрители не сдержали слез

Пронзительный звук трубы из главной темы к фильму «Свой среди чужих, чужой среди своих» порвал тишину, и , казалось, добрался до самых потайных уголков каждого, кто был в зале. Практически любой человек в нашей стране знает этот мотив. Поэтому не удивительно, что вечер начался с этой композиции.

«Раба любви», «Утомленные солнцем», «Сибирский цирюльник», «Солярис», «Сибириада», «Доктор Живаго», «Одиссея» - музыку к этим кинофильмам в исполнении именно симфонического оркестра в мире мало кто слышал. Как признался позже сам Артемьев, для гастролей (а это, несмотря на все регалии и награды, первый в жизни гастрольный тур композитора) ему пришлось специально все переписать под оркестр.

Второе отделение началось с приятного для композитора. Замгубернатора оказалась в партере неспроста. Елена Руднева вручила Эдуарду Артемьеву медаль «За веру и добро», чего маэстро явно не ожидал. Даже в ответном слове не смог собраться и молвил лишь, что ему тяжело говорить и он растроган.

Зато залу маэстро рассказал, как он начал писать музыку к фильмам.

– Работа в кино спасла меня как композитора, – признался кемеровчанам Эдуард Артемьев. – Закончив учебу, я был никому не нужен. И в моей жизни роль сыграл случай. Я пробовался на пианиста в один фильм. Меня утвердили. И так произошло, что композитор ушел работать на другую картину. И я решил попробовать свои силы. Мы с режиссером сели, обговорили, я набросал несколько эскизов. А потом меня утвердили. Я остался в музыке благодаря этому.

Затем была снова музыка. Закончился концерт темой к фильму «Сибириада», которую без спроса у композитора взяла группа «ППК» и даже попала с ней на 3-е место британского чарта. Но поверьте, в исполнении оркестра, это гораздо лучше. Зал плакал от восторга.

На сцену вышли кузбасские оркестр и хор. Специально приглашенный дирижер томской филармонии, испанец Сезар Альварес, занял место за пультом

На сцену вышли кузбасские оркестр и хор. Специально приглашенный дирижер томской филармонии, испанец Сезар Альварес, занял место за пультом

Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Мой друг – Никита Михалков

Как и полагается гению, Эдуард Артемьев очень критично настроен к своей музыке. Композитор сказал, что многое хотелось бы переделать. Но не занимается этим, так как торопится все успеть.

– Я сейчас не слушаю музыку, – говорит Эдуард Артемьев. – Нет времени. Мне уже осталось очень мало, а еще много нужно успеть сделать. Сейчас занят оперой «Врубель». [Андрей] Кончаловский подкинул мне сценарий. Я вообще одиночка, живу практически в своем кабинете, ни с кем не общаюсь. Работаю.

По признанию композитора наиболее теплые и дружеские отношения из всех мэтров кинематографа, с которыми доводилось работать у него сложились с Никитой Михалковым.

– Что очень важно, у нас с ним резонанс такой душевный, духовный, - продолжает маэстро. – У нас с ним общие интересы, совпадение энергетики. У Никиты вообще сумасшедшая энергетика. Ну я тоже не жалуюсь.

Композитор Эдуард Артемьев занял место рядом со звукорежиссером за пультом

Композитор Эдуард Артемьев занял место рядом со звукорежиссером за пультом

Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Знакомство Никиты Михалкова и Эдуарда Артемьева состоялось давно. Композитор учился в консерватории вместе с братом Андрея Кончаловского. Была общая компания с актерской тусовкой. Тогда и Никита Михалков был простым актером.

– Я вообще тогда не думал, что он будет режиссером, - говорит Артемьев. – это удивительно, как он рос семимильными шагами и в такую личность вырос. Был душа парень, выпивал. И вдруг стал колоссальным человечищем. Поразительно. Многие остались на уровне выпивох, а он такой.

Того же Эдуард Артемьев совсем не может сказать еще об одном гении советского кинематографа Андрее Тарковском:

- С ним у нас сложились достаточно официальные отношения. Он мне звонил, и говорил: «Я начинаю картину, я хотел чтобы ты работал. Будешь работать». Я отвечал, конечно, да. В это время мы плотно общались, потом картина заканчивалась, мы разбегались и больше не встречались. Он человек очень замкнутый, я тоже очень замкнутый. Поэтому нам говорить не о чем было совершенно. У него был один друг, покойный [Анатолий] Солоницын.

Время великих ушло

Рассказал Эдуард Артемьев и о своем зарубежном опыте. Его приглашали в Голливуд, где он некоторое время работал.

- Кино во всем мире одинаковое, - продолжает Эдуард Артемьев. - Я прожил там три года и сделал девять картин. Голливуд это то же самое, что и «Мосфильм». Те же правила, так же делаешь эскизы. Потом решается, пойдет или не пойдет. Три раза не пошло – пошел вон (смеется).

Начинал Артемьев больше как академический композитор, а потом когда пошла волна электронной музыки, она его захватила. Пришлось это на начало 60-х годов прошлого века.

- У нас вообще страна чудес, - рассказывает композитор. – Вот допустим в это время было ничего нельзя - нормативная эстетика, коммунистическое давление. Если бы мои композиции были концертные, на меня бы набросились. Но электронной музыкой заинтересовался кинематограф. Она сразу была востребована и никаких препятствий не существовало, а наоборот все это поощрялось. И электронная музыка спокойно развивалась до 80-х годов, а потом сошла на нет.

Современность отец советской электроники воспринимает как время больших возможностей для молодых музыкантов.

- Сейчас вообще искусство стало частным случаем Интернета, - считает композитор. – И вообще времена великих личностей, которым поклоняется человечество, ушли и такого не будет еще очень долго. В Интернете это все нивелируется в некий идейный бульон. Но лидера, я уверен, не будет. Они исчезли просто.

Напоследок композитор признался, что единственное произведение, которое в котором, на его взгляд, он реализовался больше всего – опера «Преступление и наказание», которое готовится к постановке в столице.