Премия Рунета-2020
Кемерово
+10°
Boom metrics
Победа7 мая 2013 12:16

Ветеран из Кемерова, расписавшийся на Рейхстаге, встретит День Победы в Москве

А перед своим отъездом Юрий Синицын рассказал «КП» о жизни и фронтовых дорогах
Василий КОРОЛЕВ
Ветеран из Кемерова, расписавшийся на Рейхстаге, встретит День Победы в Москве

Ветеран из Кемерова, расписавшийся на Рейхстаге, встретит День Победы в Москве

Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Отметить 68-ю годовщину Великой Победы на главном военном параде страны в Москве решил Юрий Синицын, 88-летний ветеран из Кемерова. А свой путь фронтовика Юрий Александрович начал 17-летним парнишкой, в январе 1943 года. Именно тогда ученик 9-го класса 16-й школы Кемерова отправился военным эшелоном с городского железнодорожного вокзала - в числе еще многих таких же ребят, учащихся школ и техникумов.

- Конечно, время идет, многое уже забывается из прожитой жизни, - говорит ветеран. - Но кое-какие события я не забуду никогда - в том числе и тот день, 10 января, когда я покинул родной город. Вместе со мной ехали еще где-то триста мальчишек. Уезжали под звуки военных маршей и под песню «Синенький скромный платочек» в исполнении Клавдии Шульженко - эта деталь тоже врезалась в память.

«Нам казалось, что горит вода»

Сперва дорога новобранцев лежала в город Боготол Красноярского края - там их несколько месяцев обучали военному мастерству в полковой школе, готовили непосредственно к фронту. Юрий Синицын освоил профессию военного радиста. А эта солдатская работа совсем не из легких, причем даже в самом буквальном смысле - приходилось постоянно таскать на себе двадцатикилограммовую рацию. Причем в любых ситуациях - и особенно во время боя, когда постоянно нужно было находиться около командира батальона, обеспечивая бесперебойную связь.

Одним из первых серьезных боевых испытаний стало для радиста Синицына участие в грандиозной операции по форсированию советскими войсками Днепра - началась она в августе 1943 года. Битва за Днепр была важна не только в чисто военном, но еще и в психологическом плане - ведь Гитлер неоднократно заявлял, что освобождавшие свою Родину воины Советского Союза дальше этой водной преграды на запад не продвинутся. Однако в этом, как и во всем прочем, бесноватый фюрер ошибся - Днепр был форсирован.

- Началось все с масштабной артподготовки, - вспоминает Юрий Синицын. - Продолжалась она несколько часов, чтобы обеспечить наш успех. Но артподготовка артподготовкой, а потом-то надо и пехоте выдвигаться! Мы и стали перебираться на другой берег - с помощью понтонов, баржей, плотов. Происходило все это глубокой ночью, но было светло как днем - в небе разрывались снаряды, висели осветительные ракеты. Нам казалось, что горит сама вода! Очень трудно было при этом форсировании, и многие кемеровские ребята, с которыми меня призвали, как раз там и остались…

«Мы из Кемерова!» на берлинской колонне

А фронтовая дорога вела Юрия Александровича дальше - освобождать в составе 55-й стрелковой дивизии 61-й армии от фашистской оккупации города Украины и Белоруссии. И здесь в январе 1944-го при освобождении города Мозырь, за который шли жесточайшие бои, боец Синицын был ранен в ноги осколками разорвавшейся немецкой мины. К счастью, кости оказались не задеты, но все равно ранение было достаточно серьезным - несколько месяцев пришлось лечиться в госпитале.

- Вот с того времени у меня как раз сохранилась фотография, на которой я вместе со своим фронтовым товарищем Николаем Песковым - родом он, кажется, из Красноярского края, - рассказывает Юрий Александрович. - Войну он прошел, выжил, это я точно знаю, но вот потом как-то потеряли мы друг друга из виду. А за участие в Мозырьской операции меня наградили боевой медалью «За отвагу» - эта награда для меня, пожалуй, самая ценная из всех.

После выписки из госпиталя Юрий Синицын участвовал еще в освобождении Варшавы, а потом дошел и до Берлина, где вместе с земляком-однополчанином расписался на одной из колонн поверженного Рейхстага - крупными буквами они вывели «Мы из Кемерова!».

- Там все сплошь было в солдатских автографах, - улыбается ветеран-кемеровчанин. - Но мы все-таки нашли свободное место и нацарапали наше послание куском железа - краски-то было неоткуда достать. А потом еще 80 километров на запад от Берлина продвинулись - там уже с союзниками встретились, с американцами. Правда, не сказать, что мы как-то сильно друг с другом общались - большинство из нас по-английски не понимало, да и они русский язык не знали. Может, офицеры некоторые и разговаривали, а мы-то - простые солдаты.

Мирная жизнь и память о войне

После Победы и демобилизации Юрий Александрович зажил мирной жизнью - доучился в школе, а потом и окончил институт, став дипломированным инженером-шахтостроителем. Потом была многолетняя работа по специальности, а теперь вот заслуженная пенсия.

Однако потихоньку приближаясь к 90-летнему юбилею, в себе бывший фронтовой радист не замыкается - например, активно участвует в движении кузбасских ветеранов комсомола, часто встречается со школьниками, рассказывает об интересных страницах прошлого и очень надеется, что кое-что у нынешних мальчишек и девчонок из его рассказов в памяти откладывается. А вот теперь еще и решил побывать в Москве, на Параде Победы.

- Поеду туда уже в третий раз, - говорит Юрий Синицын. - Лет десять назад уже на параде побывал, да еще один раз до этого. Встречался с боевыми друзьями у фонтана Большого театра - очень хорошо тогда пообщались. Сейчас, конечно, все меньше и меньше их становится, тех, кто хранит память о той войне. А помнить ее обязательно надо - хотя бы затем, чтобы такое больше никогда не повторялось!

ПОДПИШИСЬ НА НОВОСТИ КЕМЕРОВА!

1

1