Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+5°
Boom metrics
Экономика29 мая 2017 9:00

Глава ОПОРЫ России Александр Калинин: «Бизнес как велосипед: перестал крутить педали - падаешь»

В преддверии Петербургского международного экономического форума (ПМЭФ-2017) в эфире радио «КП» мы поговорили с одним из участников, главой общественной организации малого и среднего предпринимательства «ОПОРА России» Александром Калининым
Президент Общероссийской общественный организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин. ФОТО Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

Президент Общероссийской общественный организации малого и среднего предпринимательства "Опора России" Александр Калинин. ФОТО Алексей Дружинин/пресс-служба президента РФ/ТАСС

КТО МОЖЕТ СТАТЬ БИЗНЕСМЕНОМ?

- Александр Сергеевич, лично у вас какой собственный бизнес-опыт?

- Бизнесом я начал заниматься в 1991 году. Один из ветеранов движения. Я тогда работал в институте на кафедре экономики, заканчивал аспирантуру. Мы проводили хозяйственные темы по экономике для предприятий. Я подумал: а почему я не могу это делать сам? Тогда была модна подготовка к приватизации, к акционированию, разработка моделей взаиморасчетов на крупных компаниях. Было страшно оттолкнуться от альма-матер, но я это сделал, потому что мне терять было нечего. Я жил в общежитии, только что закончил институт, получал 120 рублей. Первая мысль – я должен решать свои финансовые проблемы сам. Когда я учился в Челябинском политехническом институте, тогда было мощное движение студенческих строительных отрядов. Три года подряд мы с друзьями ездили в ССО, я был командиром. Это было советское время. Но школу менеджера, человека, который отвечает за все, ты приезжаешь, у тебя 20 человек в отряде, вы сами находите объекты, убеждаете председателя совхоза или колхоза, что можете это сделать. Вы это делаете качественно, сдаете. Вас приглашают потом снова. И здесь тонкая грань – умение прежде всего продавать, создавать продукт и коллективы, которые могут выполнять задачи. Эта школа стройотрядов у меня была. Мне было легче выйти в открытое море.

- Чтобы начать свое дело, нужно обладать навыками руководителя?

- Бизнес можно вести как самозанятый. Если ты специалист высокого класса, ты можешь и один вести бизнес. Это достаточно большой слой нашего общества. Первое и самое главное качество любого бизнеса – умение продавать. Без этого навыка никакого смысла начинать бизнес нет просто. Если человек не умеет продать себя, свой продукт, то у него априори нет рынка, нет бизнеса. Но это навык. Этот навык можно развить на различного рода курсах, публичных выступлениях. Можно пойти поработать в отделы продаж. Самое элементарное – пойти работать официантом.

- Это может каждый?

- Это может каждый. Но и бегать трусцой по утрам может каждый. Те, кто классно умеет продавать, их переманивают крупные компании. Зайдите в кадровые агентства – везде продажники. Особенно это усиливается во время кризиса. Нет продаж – не бизнеса. Значит ты рынку не нужен. Может, у тебя классный продукт, ты картины великолепные пишешь. Но если ты их не продаешь, тогда ты либо найди, кто их будет продавать, агента, либо пойди поучись. Первый навык для бизнеса – продажи.

- Сейчас уйти в официанты или простые менеджеры по продажам – это некий дауншифтинг. Как на это решиться?

- У нас более успешны те стартапы, когда владелец стартапа поработал в профильной сфере. Вы поработали в сетевой структуре торговой или на производстве, получив понимание, как работают технологии, системы мотиваций коллективов, вы имеете компетенции, открываете бизнес. Тогда в три раза такие компании более живучие.

- Бывает, что человек прекрасный исполнитель, а на руководящую должность не способен.

- Люди могут гораздо больше, чем они о себе думают. Надо просто понимать, какие у вас есть слабые места. Там у вас лежит главный прорыв между тем, что вы имеете, и тем, чего вы хотите.

- Улучшив наши слабые места, мы можем получить то, о чем давно мечтали. Некоторые говорят, что, наоборот, надо усиливать сильные места, а не развивать слабые.

- В любом случае, нужно хотя бы в себе разобраться, чего ты хочешь и где ты сейчас. Построив гармонию, можно понять, где тебе нужно подтянуться.

БЛАГОТВОРНОЕ ВЛИЯНИЕ КРИЗИСА

- Какая динамика сейчас? Как кризис влияет? В рамках ПМЭФ-2017 будет много сессий, посвященных развитию малого и среднего бизнеса...

- Кризис как раз благотворно влияет, как правило, на малый и микробизнес. Для начинающих открываются дополнительные возможности. Традиционные жесткие рынки схлопываются. Но при этом открываются другие рынки. Регуляторика государственная в это время, как правило, начинает существенным образом меняться. Микробизнес – это, как правило, тот социальный демпфер для тех людей, которых высвобождает крупный бизнес, госструктуры. В России серьезным образом улучшилась регуляторика в отношении микробизнеса. Были созданы новые институты развития. Госкорпорация малого и среднего бизнеса, с ее известным «Бизнес-навигатором» для начинающих. В реальном режиме можно посмотреть, где какие магазины находятся, как они торгуют, создать себе бизнес-модель. С этой бизнес-моделью пойти в банк и под нее попробовать получить деньги. Были введены налоговые каникулы для начинающих. Был введен президентом запрет на плановые проверки в отношении малого бизнеса. Многие нормативные акты предложила именно «Опора России». По итогам двух лет количество предпринимателей в микро- и малом бизнесе выросло больше чем на 10%. У нас уже почти 6 млн. – это ИП и юридические лица.

- Если человек понимает, что хочет что-то создать, но ему не хватает компетенций, где можно найти ресурс, на котором это все было бы разжевано?

- Как правило, именно эта ветвь поддержки на региональном уровне есть. Это сфера ответственности регионов, муниципалитетов. У Москвы эта программа хорошо развита. Отличную бесплатную программу разворачивает «Сбербанк» вместе с корпорацией Google. Там подходы айтишные, много чего интересного. Если вы хотите бесплатно научиться экспорту, то такая программа есть у Российского экспортного центра. Вы заходите в тот же Google или Яндекс и в поисковой системе находите «образовательные программы для предпринимателей». Смотрите уровень программы, отзывы. Я рекомендую то, что делает «Сбербанк» с Google, образовательные программы в регионах. Если вы хотите экспортировать, это Российский экспортный центр. Они в 40 регионах проводят такие бесплатные программы. Мы живем в информационном обществе, найти программы достаточно просто.

ГДЕ ИСКАТЬ ИДЕИ ДЛЯ БИЗНЕСА

- В бизнесе еще нужны идеи. Важно еще, где проживает человек.

- Согласен. Особенно в кризис мы видим, что очень много предпринимательской активности переезжает в города-миллионики. И то не во все, а там, где идет приток капитала, идей. Малый бизнес в Москве вырос порядка 20% за последние годы. Я приезжаю в Петербург, там давно нет кризиса. Или в Екатеринбург, Новосибирск, Сочи. С другой стороны, я с грустью фиксирую, что в половинах субъектах Российской Федерации продолжается спад. В некоторых регионах спад достаточно серьезный. Один из вариантов – поменять регион. Но если человек там родился, вырос, у него там друзья, семья, могилы предков, то тут нужно искать нишевые вопросы. Иногда таких специалистов и крупный бизнес приглашает. Можно сделать карьеру из малого бизнеса в крупный. Но уже как работа по найму. Я за 25 лет много бизнесов поменял. Вопрос в том, чтобы у вас после каждой итерации оставался плюс капитал накопленный. Капитал может быть и в условных единицах, это могут быть объекты недвижимости, те же ценные бумаги, то, что может генерировать пассивный доход. Сейчас экономика всего лишь третий квартал находится в состоянии стагнации, до этого она падала. Ответственность за то, что вы вложите остатки капитала куда-то и прогорите, высокая. Тоже повод пойти поучиться.

- Работает ли до сих пор схема, что Москва заимствует у Америки бизнес-идеи, потом из Москвы это переходит в города-миллионики, а через год это появляется в более мелких населенных пунктах?

- Эта тема работает. Но все зависит от компетенций и размера рынка. Она сейчас иногда работает и в обратную сторону. Москва вошла в тройку или пятерку городов по IT-индустрии. Много было сделано Российским фондом интернет-инициатив. И у нас сейчас парадокс, что по многим интернет-технологиям мы круче, чем Америка или Лондон.

КТО ТАКИЕ САМОЗАНЯТЫЕ

- Многие хотят работать на себя. Институт самозанятых планировалось создать. Что такое – самозанятые? Какая планируется поддержка?

- Под самозанятыми понимаются граждане, которые на регулярной основе занимаются предпринимательской деятельностью, но у них нет наемного персонала. Если ты один и постоянно занимаешься деятельностью, которая приносит доход, то ты считаешься самозанятым.

- Почему-то у нас к самозанятым относят нянь, домработниц, водителей. А если у человека бизнес, но он в нем один, это тоже считается самозанятый?

- Есть юридическое определение, а есть бытовое. Юридического до сих пор нет. Есть понимание, что это так. Но это должно быть прописано в нормативно-правовых актах. А пока дали возможность не платить подоходный налог трем категориям таких самозанятых: няни, репетиторы, сиделки. Это первый шаг, мы его приветствуем. Но дальше должен быть резко расширен круг этих самозанятых. Это явно капля в море. Прежде чем регистрировать в налоговой, все задают вопрос: а что будет дальше? Полтора года осталось. Раз не решены два эти вопроса, то всего 40 человек зарегистрировалось в институте самозанятых с начала года.

Качество взаимодействия бизнес с муниципальной властью ужасное. Это фиксируется и на уровне Госсовета, который проходил по инвестиционному климату в нашей стране. Для этого предприниматели объединяются. Этим занимаются такие структуры, как «Опора России». Когда мы начинаем взаимодействовать с властными структурами, вы в одиночку не решите такие вопросы. А когда вы создали общероссийские общественные организации, можно заставить того или иного чиновника в муниципалитете выполнять российское законодательство.

ЧТОБЫ НАЧАТЬ СВОЕ ДЕЛО, НУЖНО УМЕТЬ ПРОДАВАТЬ

- Бизнес останавливают дорогие кредиты и покупательская неспособность.

- Мы это тоже фиксируем, что один из ограничителей – упала резко покупательная активность. Люди перешли к сберегательной модели. А многие – к модели экономии. Реальные доходы населения за эти два года снизились.

- А что надо делать?

- Чтобы начать свое дело, нужно умение продавать. Нужно понимать, какой продукт ты предлагаешь обществу, рынку. Готовность взять на себя ответственность за все, в том числе и за трудовые коллективы. Нужно понимать, на каких рынках ты работаешь. Ты хочешь стать миллионером, а работаешь на рынке, где к тебе придут десять человек. И заплатят по 500 тысяч. Определись. Когда ты входишь в бизнес, нужно понимать, что бизнес – как велосипед. Пока ты крутишь педали, он едет. Если ты перестал крутить педали, он падает. И вот такие аргументы, что я тут все налажу, а потом уеду на остров, буду курить бамбук, а деньги будут капать, вот это не работает. Особенно это не работает, когда начинается кризис. Тут сразу нужно менять систему управления. Переходить от делегирования к непосредственному управлению. Кто не сделал этого в кризис, тот потерял очень большие деньги.