Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+11°
Boom metrics
Общество12 июля 2017 13:47

Эксперты: на севере Петербурга в грунт пять лет утекали радиоактивные отходы

В Радиевом институте у Площади Мужества об аварийном состоянии резервуара знали с 2012 года, но демонтировать собрались только в 2017
Уровень радиации у подземного колодца зашкаливает, признают ученые.

Уровень радиации у подземного колодца зашкаливает, признают ученые.

Фото: Александр ГЛУЗ

Новость из разряда скандальных. На 2-м Муринском проспекте, в доме 28 несколько лет в грунт утекают радиоактивные отходы. И об этом говорится официально.

«Убегают» отходы из Радиевого института им. Хлопина, в двух шагах от Площади Мужества. Не центр, конечно, но давно уже не дальняя окраина.

Куда ни глянь, повсюду появляются новые жилые высотки. Названия все сплошь поэтические – «корона», «усадьба». Теперь простора для фантазии стало больше – ЖК Цезий, ЖК Кобальт…

Хотя смешного в этой истории, похоже, мало.

НА ДНЕ 50-ЛЕТНЕГО КОЛОДЦА

Вполне возможно, мы узнали бы об этом еще лет через 20, но помог случай. В Радиевом институте затеяли демонтаж системы сбора жидких радиоактивных отходов.

На прошлой неделе выложили информацию о тендере на сайте госзакупок. К пакету документов прикрепили и технический отчет компании «РАОПРОЕКТ» (она разрабатывает системы для утилизации радиоактивных отходов»). После изучения этого отчета экологи и журналисты пришли в легкий ужас. И было от чего!

- При проведении работ по комплексному инженерному и радиационному обследованию площадки №1 (это как раз дом 28 – прим. Ред.) было выявлено, что в районе размещения промежуточной емкости в радиусе двух метров имеются радиоактивные загрязнения грунта. В самой промежуточной емкости находится желеобразная пульпа сложного состава. Отмечается переменный уровень пульпы в различное время года, что может быть обусловлено нарушением целостности ее стенок и проникновением внутрь грунтовых вод, - говорится в техническом отчете «РАОПРОЕКТА».

Чтобы было понятно: «промежуточная емкость» – это обычный железобетонный колодец. Построен он был еще в 1967 году.

УНОСИТ ПЛЫВУНОМ

- Элементы системы сбора отходов, находящиеся в режиме консервации, под воздействием агрессивных сред и осадков негерметичны и находятся в аварийном состоянии, - написано в отчете.

Говоря простым языком, радиоактивные отходы хранятся в изношенной емкости и потихоньку из нее «утекают». Сейчас уже заражен грунт на глубине более двух метров, на расстоянии метра и непосредственно под колодцем (см. Справку «КП»).

В довершение всех «радостей» геологи обнаружили рядом с радиоактивным колодцем огромный плывун. Это фрагмент грунта, насыщенный водой. Очень характерно для нашей болотистой местности.

- Глубже трех метров начинается плывун с мощным течением. Пробы грунта смывало и за счет большого расхода воды и большого объема плывуна (глубже пяти метров), поэтому накопление радионуклидов в этом месте невозможно, - такой вывод сделали эксперты.

В общем, плывун только поспособствовал распространению радиоактивных веществ в почву.

СЕКРЕТ НА ПЯТЬ ЛЕТ

Сама по себе ситуация – из ряда вон.

Экстраординарной ее делает тот факт, что утечку впервые обнаружили… еще в 2012 году! По крайней мере, именно этим годом датировано комплексное обследование «РАОПРОЕКТА».

То есть о тяжелой экологической обстановке в Радиевом институте было известно еще пять лет назад. Но только жителям Петербурга сообщить забыли.

Радиевый институт скрыт от посторонних глаз плотным рядом деревьев. Экологи гадают: что там, за забором?

Радиевый институт скрыт от посторонних глаз плотным рядом деревьев. Экологи гадают: что там, за забором?

Фото: Яндекс.Карты

При этом еще в 2013 году эксперты советовали срочно принимать меры.

- Радиационная обстановка на территории площадки рядом с железобетонным колодцем неудовлетворительна, - говорится в отчете «РАОПРОЕКТА».

Получается, в таком неудовлетворительном состоянии радиоактивные отходы пролежали в колодце целых пять лет.

ЧТО ДАЛЬШЕ?

«Раопроект» предлагает демонтировать систему сбора радиоактивных отходов в несколько этапов. Первое - срубить деревья, окружающие Институт, для подъезда тяжелой техники.

Второе – построить защитное укрытие, что-то наподобие временного саркофага. И уже потом приступить непосредственно к разбору опасного колодца и трубопровода.

Отходы погрузят в специальный ящик и увезут, а территорию вокруг Института облагородят.

Рабочие, конечно, будут в защитных костюмах. Обещают жесткий пропускной режим и непрерывный контроль уровня радиации.

Но если вдруг что-то пойдет не так, вряд ли нам об этом расскажут. Ну, только если через пять лет.

ЗВОНОК В РАДИЕВЫЙ ИНСТИТУТ

Почему Радиевый институт пять лет молчал об аварии, а систему сбора отходов не демонтировали раньше?

- Потому что никакой аварии на самом деле нет, - заявил «КП» ученый секретарь Радиевого института Игорь Смирнов. – И в докладе «РАОПРОЕКТА» ничего конкретного про загрязнение грунта и утечку не говорится.

Да, у нас есть резервуар с радиоактивными отходами. И, конечно, он дает серьезное излучение. Но на поверхности земли фон в пределах нормы. В некоторых районах Петербурга он даже выше.

- Но в отчете говорится, что резервуар негерметичен, и в него попадают грунтовые воды…

- Это просто их (специалистов «РАОПРОЕКТА» - прим. Ред.) предположение. По-человечески я это понимаю так: они копали, ничего не нашли, ну и выдвинули версию: раз ничего нет, это все куда-то унесла подводная река. Какая подводная река? Плывун, о котором говорится в докладе, от нас на расстоянии 1.5 километров!

Просто нужны были веские основания начать работы по демонтажу, и их нашли. Если бы написали, что все хорошо, - кто бы нам денег дал?

- Но почему резервуар раньше не вывезли?

- Потому что денег не давали. Вот, наконец, появилась возможность решить вопрос.

МНЕНИЕ ЭКОЛОГА

- Такой скандальной истории на моей памяти еще не было, - признался «Комсомолке» Рашид Алимов, руководитель энергетической программы Гринпис России. – Посреди города, в уважаемом институте, который работал с плутонием… Возникает вопрос – а что у них там еще есть?

При этом надо понимать – основную угрозу представляет не только содержимое резервуара, но и грунтовые воды, которые, судя по всему, разносят вещества за пределы Института. В отчете сказано, что течения там большие, но где-то вещества могут накапливаться. Большой вопрос – где? Нужно подключать геодезистов, чтобы исследовать грунт в этом районе.

И не очень ясна позиция руководства. Тот ответ директора – что это якобы гипотетическая, условная картина – он нас он не устраивает. В отчете об утечке говорят как о свершившимся факте. А директор настаивает, что в «РАОПРОЕКТЕ» исказили реальность. Выходит, кто-то врет?

Чтобы разобраться, нужно провести комплексное обследование, и желательно, чтобы это было третье лицо. Мы обратились в Прокуратуру Петербурга с просьбой провести проверку.

КОНКРЕТНО

Основным загрязняющим веществом на 2-м Муринском проспекте является Торий-228.

Помимо него, эксперты «накопали» Цезий-137, Цезий-134, Европий-154, Барий-133, Амириций-241.

При этом, по данным специалистов, гамма излучение от жидких отходов оценивается в 2 микрозиверт/час. От твердой фазы – уже 60 мкЗв/час. Но есть в колодце и некий «посторонний предмет в защитном коробе». Так вот, от него уже «фонит» по-настоящему – 2000 мкЗв/час!

Это при норме 1000 мкЗв/час на человека в год – таков предельно допустимый уровень совокупного радиоактивного излучения. Выходит, за полчаса рядом с «трухлявым» колодцем можно получить предельную годовую норму!

- Демонтаж колодца и труб – серьезная операция. Образование радиоактивной пыли неизбежно, - объясняет Рашид Алимов. – Даже одна частица, попав в легкие, способна долгие годы причинять вред здоровью. Поэтому так важно, чтобы временное укрытие было надежным – чтобы не допустить еще худших последствий.