Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+7°
Boom metrics
Наука13 июля 2017 17:34

Из-за глобального потепления треть самолетов не смогут взлететь в воздух

Ученые выяснили, что изменения климата к концу нашего столетия могут иметь самые неожиданные последствия
Взлет лайнеров может существенно усложнить жара

Взлет лайнеров может существенно усложнить жара

Фото: Иван ВИСЛОВ

Вы спросите, какая связь между повышением температуры и авиаперелетами? Оказывается, самая прямая, утверждает группа ученых под руководством Итана Коффеля из Колумбийского университета (США). Все дело в законах физики и аэродинамики. Как известно, вещества при нагревании расширяются. Соответственно, по мере того, как температура повышается, воздух расширяется и становится менее плотным. Это приводит к тому, что при той же скорости разбега подъемная сила крыла становится меньше. Подробные расчеты ученые мужи привели в исследовании «Влияние повышения температуры на взлетную силу самолета», опубликованном в научном журнале Climatic Change.

Они подсчитали, что среднегодовая температура сегодня на планете на один градус выше, чем до начала индустриальной революции. Причем основной рост начался относительно недавно - после 1980 года. Если темпы выбросов углекислого газа в атмосферу не удастся снизить (что, скорее всего и случится, учитывая, что президент США Трамп заявил о выходе из Парижских соглашений по климату), то к 2100 году на Земле станет жарче в среднем на 3 градуса по шкале Цельсия. А это кардинально скажется на рынке авиаперевозок.

- Экстремальная жара усложнит взлет лайнеров, - считает профессор Коффель. - По нашим расчетам до 30 процентов полностью загруженных современных самолетов в таких условиях не смогут подняться в небо. Чтобы взлететь в «разряженном» воздухе, необходимо увеличить скорость разбега, а для этого надо будет вводить более жесткие ограничения на взлетный вес воздушного судна. Летчикам придется брать с собой меньше пассажиров или грузов или топлива. Насколько меньше? В самые жаркие дни полезная нагрузка будет снижаться на 4 процента. Это значит, что лайнер, рассчитанный на 160 посадочных мест не сможет взять на борт примерно 12-13 пассажиров. Причем, это еще оптимистичный сценарий. Если же взлетно-посадочная полоса в аэропорту будет короткой, а самолет большим, то перевозчики смогут заполнить салон только на половину.

Понятно, что эту беду смогут решить новые двигатели и реконструкция взлетно-посадочных полос аэропортов (необходимо будет сделать их длиннее), но все это ведет к удорожанию перелетов.

Подобные проблемы, по мнению исследователей, отнюдь не дело далекого будущего. Глобальное потепление еще только начинает раскочегаривать планету, но такое явление, как тепловые волны, способны превратить отдельно взятый регион в адское пекло. С ярким примером такого рода тепловой волны жители Москвы столкнулись в 2010 году, когда за лето в столице было зафиксировано 15 дней, когда температура превышала 35 градусов (при норме 1 день в 4 года).

Катастрофические прогнозы ученых начинают оправдываться уже сейчас. Например, в нынешнем июне в аэропорту американского города Финикс из-за жары было отменено более 40 рейсов, поскольку тепловая волна принесла в регион раскаленные воздушные массы и пекло в районе аэропорта достигало 48 градусов Цельсия.

- Мы создали компьютерную модель, которая учитывала, насколько часто температурные рекорды в последнее время обновляли исторические максимумы, - поясняет Итан Коффель. - И попытались посмотреть, как будет меняться погода в 19 самых крупных аэропортах США, Европы, Ближнего Востока, Китая и Южной Азии. Наш прогноз неутешителен: с ростом температуры количество экстремальных тепловых волн будет очень быстро расти. В большинстве аэропортов уже к 2060 году ежегодно будет насчитываться от 10 до 50 дней, когда жара будет обновлять исторические рекорды.

В общем, если нам не удастся остановить ухудшение климата, жизнь на Земле уже в самом ближайшем будущем будет не сахар.