Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+10°
Boom metrics
Общество18 сентября 2017 16:30

Эксперты раскритиковали предложение «Справедливой России» штрафовать авиакомпании за овербукинг

Решение проблемы не так просто, как может показаться
Михаил КОСОВ

В США и в большинстве стран Европы овербукинг (количество проданных билетов превышает вместимость самолета), прижился настолько, что не вызывает никаких сложностей или накладок. Все дело в том, что механизм действий авиаперевозчика четко прописан в его регламенте и имеет определенные и всем понятные правила. По сути, авиакомпании четко знают, что должны делать в той или иной ситуации.

Однажды в аэропорту Мюнхена мне довелось наблюдать картину, похожую на аукцион. Его участниками стали около сотни человек, не попавших на рейс из-за замены самолета. А в роли аукциониста выступила представитель авиакомпании, в руках которой, правда, был не молоток, а пачка евро. Суть действий заключалась в том, чтобы пассажиры выбрали из трех вариантов подходящий им: улететь следующим рейсом, улететь на следующий день, или воспользоваться услугами другой компании. В течение получаса пассажиры разделились на несколько разных по численности групп, но в зависимости от принятого решения каждый из них получил определенную сумму компенсации. И, что удивительно, никто не сыпал проклятиями в адрес авиакомпании!

Как бы то ни было, а оказаться лишним пассажиром никому из нас не хочется – ведь время тоже дорогого стоит. Поэтому, на первый взгляд, инициатива справедливоросов вполне справедлива. Однако не все так просто, как кажется. Почему? Вот мнения экспертов.

Анатолий Ходоровский, авиаэксперт:

Этот законопроект – очередной приступ популизма

Не стоит изобретать велосипед и обязывать авиакомпании платить кабальные штрафы, таким образом не допуская продажу большего количества билетов, чем мест в самолете. Во всем мире такое явление, как овербукинг, принято и широко распространено. И у него есть экономическая природа. Дело в том, что для любой авиакомпании одним из ключевых бизнес-показателей является загрузка воздушного судна. И, чтобы ее обеспечить, они иногда прибегают к такому приему, как овербукинг. Это нормальная практика для всех стран.

А вот дальше авиакомпания самостоятельно договаривается с пассажиром, предлагая ему определенную компенсацию. За то, что ты не полетишь этим рейсом, тебе могут предложить денежную сумму, билет на следующий рейс, гостиницу, оплату питания. Ни одна авиакомпания в мире не заинтересована в скандалах, и поэтому всегда стремится урегулировать проблему так, чтобы пассажир остался удовлетворен ее услугами.

А когда депутаты начинают изобретать велосипед, то, по сути, могут своими инициативами наказать авиакомпании, экономика которых очень сложна. Надо понимать, что авиакомпании – очень рациональный субъект хозяйствования, чтобы таким образом регулировать их деятельность. И с этой точки зрения я думаю, что законопроект, который является очередным приступом популизма и желанием определенной группы депутатов пропиариться, просто не пройдет.

Директор консалтинговой фирмы «Инфомост» Борис Рыбак:

Даже не знаю, за кого эта инициатива

Штраф в 10-кратном размере от стоимости билета однозначно приведет к повышению стоимости перевозки. Авиакомпаниям будет выгоднее возить пустые кресла, «зашив» стоимость их перевозки в цену билетов. Соответственно, никаких штрафов они платить не будут.

Здесь я хочу подчеркнуть, что авиакомпании прибегают к овербукингу не для собственного удовольствия, а из-за чрезвычайно низкой рентабельности своего бизнеса. Чтобы получить хотя бы полпроцента маржи и свести концы с концами, они прилагают все усилия, чтобы обеспечить максимальную загрузку самолетов.

Повторюсь: те пассажиры, которые займут кресла в салоне, оплатят пустые места, и поэтому я даже не знаю, за кого эта инициатива депутатов.

Я летаю много и 4 раза попадал на овербукинг. Хочу сказать: хорошая компания никогда не бросит своих пассажиров и сделает так, что они не будут обижены. А плохая всегда найдет способ, как не платить компенсацию.

Главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров:

Решать проблему овербукинга надо не так грубо, как предлагают депутаты

Я считаю, что решение вопроса «прямо в лоб» принесет только минусы. Проблему это не решит, а расходы авиакомпаний увеличит. И эти расходы в конце концов переложат на пассажиров.

В тех странах, где овербукинг грамотно организован, люди обращают его в свою пользу. Те, кто не очень спешит, получают выгоду. И мы могли бы получать, особенно если это касается международного аэропорта, где евро/доллары и дьюти-фри.

За рубежом специальными законодательными актами установлены обязанности авиакомпании в случае овербукинга. Во-первых, она обязана выполнить обязательства по перевозке пассажира, во-вторых, выплатить ему компенсацию. Но не 10-кратную, как предлагают в Госдуме, а с учетом реального времени задержки. Если она длительная, то еще и предоставить гостиницу и оплатить питание.

Есть еще одна причина, по которой я - против инициативы депутатов. Объясню на примере. Допустим, вы приобрели за полгода до поездки авиабилет по акции за 999,9 рублей. Приходите на стойку регистрации, а вам говорят, что вы лишний. Вам выплатят компенсацию 9999 рублей, но может оказаться, что в кассе билет будет стоить 14000 рублей – вы просто окажетесь в минусе.