Премия Рунета-2020
Кемерово
+2°
Boom metrics
Происшествия22 декабря 2017 17:48

94 метра под землей: Как проходила спасательная операция на шахте «Есаульская»

Спасатели Новокузнецкого военизированного горноспасательного отряда рассказали о том, как это было
фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Кемеровской области

фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Кемеровской области

В этой истории чудесным образом переплелись мужество и отвага, готовность протянуть руку помощи, вера и надежда, удачное стечение обстоятельств и счастливый финал. Началось все со страшного сообщения: на шахте «Есаульская» в одной из выработок произошел обвал горной породы. 97 горняков, которые на тот момент находились в шахте, самостоятельно вышли на поверхность. А вот троим – проходчикам Эдуарду Булычеву, Владиславу Халиуллину и машинисту Алексею Ильиных – повезло меньше. Путь на поверхность оказался заблокирован обвалом. Горняки не могли самостоятельно выйти из шахты и вынуждены были ждать помощи в небольшом отрезке выработки, заблокированной завалом на глубине 94 метров. Так началась эта история о мужестве спасателей и шахтеров и надежде на спасение.

Обвал за обвалом…

- 20 декабря, когда произошло ЧП, я находился на дежурстве, - начинает рассказ Дмитрий Шуткин, помощник командира взвода Новокузнецкого военизированного горноспасательного отряда. – Поступил сигнал об обрушении в монтажной камере, и сразу же выехали два отделения горноспасателей с оборудованием для деблокировки и разборки завала.

Когда спасатели прибыли на место, каждое из отделений получило свое задание. Одно начало бурить скважину из соседней выработки, чтобы в дальнейшем через нее передать еду, воду и прочие необходимые вещи. Другое отделение со стороны завала должно было привести в безопасное состояние выработку, из которой расстояние до заблокированных шахтеров меньше всего.

- Когда мы прибыли на место работы, то увидели, что кровля горных выработок просела, прохода нет, - продолжает рассказ Дмитрий Шуткин. – Ставим стойки и слышим, что обвалы продолжают идти…

Это означало только одно: кратчайшим путем добраться до заблокированных шахтеров не получится – это слишком опасно для жизней спасателей.

Удивительно, но завал не повредил телефонный кабель, а проходивший там же вентиляционный рукав пусть не в обычном режиме, но все-таки пропускал воздух за завал. А уж когда пробурили скважину, воздух стал полноценно вентилироваться.

Из нескольких вариантов

- Я в это время дежурил в штабе, и нашей задачей было выбрать наиболее оптимальный вариант спасения горняков, - дополняет картину происходившего вечером 20 декабря Дмитрий Зырянов, помощник командира Новокузнецкого военизированного горноспасательного отряда. - Один из них – проходка поисково-спасательной выработки с разбором завала и укреплением. Второй – зайти с другой стороны, делая новую выработку там, где пробивали дополнительные скважины. Рассматривался также вариант с проходкой не с отбойным молотком, а с комбайном.

И все таки остановились на втором варианте: отбойными молотками вести новую выработку параллельно уже пробуренным горизонтальным скважинам. Да, этот путь был немного длиннее – около 14 метров, – но намного безопаснее как для спасателей, так и для самих оставшихся за завалом шахтеров.

Большой ли была спасительная выработка? Полтора метра в ширину и полтора метра в высоту. Такая высота оказалась минимальной для более-менее комфортной работы отбойным молотком. Больше ее делать не стоило – это замедлило бы ход работ.

Владимир Васильев, Дмитрий Зырянов и Дмитрий Шуткин - лишь трое из почти сотни спасателей, участвовавших в операции

Владимир Васильев, Дмитрий Зырянов и Дмитрий Шуткин - лишь трое из почти сотни спасателей, участвовавших в операции

Фото: Екатерина РОМАНОВА

На счету – каждая минута

- Место, где две выработки соединяются друг с другом, называют сопряжением. Это самое слабое место, на которое приходится самое большое горное давление, - помощник командира отряда Владимир Васильев показывает на карте, где находились заблокированные горняки и каким образом к ним можно было добраться.

Горняки оказались заблокированы с двух сторон: с одной стороны еще не пройденная выработка, с другой – завал. Единственная связь с внешним миром – обычный шахтовый телефон, чудом уцелевший при завале. И общение со спасателями и родственниками придавало уверенности в том, что все будет хорошо.

- Лично для меня самым тяжелым было понимание того, что живые люди отрезаны от выходы и ждут помощи, - признается Владимир Васильев. – Но сами шахтеры не падали духом, даже шутили. Паники не было, ведь все понимали: горняки и заблокированы, но мы знаем, где они находятся и в скором времени спасение придет.

фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Кемеровской области

фото: пресс-служба ГУ МЧС России по Кемеровской области

Нельзя было терять ни секунды, и пусть они складывались в минуты, а те – в часы, спасатели метр за метром пробивали путь к свободе горнякам. Каждые шесть часов отделения спасателей меняли друг друга, чтобы с новыми силами пробивать спасительный путь. Дважды через дополнительные скважины передавали горячие обеды, теплые вещи, запасные светильники и приборы контроля атмосферы со свежими аккумуляторами.

- Конечно, пришлось импровизировать на ходу, - скупо улыбается Васильев. – Диаметр скважины – 250 миллиметров, поэтому нужно было так упаковать «передачки», чтобы они дошли до горняков в целости и сохранности.

Вещи и продукты заворачивали в полиэтилен, придавая свертку форму конфеты. С обеих сторон оставались места для крепления проволоки, за которую горняки и тянули посылки к себе.

О том моменте, когда были пройдены последние сантиметры спасательной выработки большинство знает лишь со слов тех, кто непосредственно там находился. Радость встречи, оправданные надежды, чувство облегчения от того, что все наконец-то закончилось… Сами же герои, завершившие спасательную операцию сейчас отсыпаются дома, и можно только предположить, какая радость переполняла их сердца при встрече с горняками…

фото: из личного архива

фото: из личного архива

Оправданные надежды

Трое шахтеров, оказавшиеся заблокированными после обвала в шахте, были выведены на поверхность около пяти часов утра 22 декабря. Под землей им пришлось провести около полутора суток.

- Когда скважину пробурили, мы уже знали, что все, скоро нас уже вытащат, - рассказал один из спасенных шахтеров. А его товарищ отметил, что сейчас испытывает лишь облегчение и радость от того, что отправляется домой, к семье.

Поднявшихся на поверхность шахтеров первым делом осмотрели врачи: они отметили, что состояние горняков удовлетворительное. Тем не менее, всех троих спасенных на автомобиле скорой помощи отправили на полный медицинский осмотр в одну из больниц города Новокузнецка.

- Это была совместная работа и горноспасателей, и органов власти, и органов управления объекта, и Ростехнадзора. Все были настроены на одно: эвакуировать шахтеров. И у нас все получилось, - прокомментировал Александр Мамонтов, начальник Главного управления МЧС России по Кемеровской области.

И Владимир Васильев, и Дмитрий Шуткин, и Дмитрий Зырянов в один голос говорят о том, что в спасательной операции участвовали самые опытные специалисты Новокузнецкого военизированного горноспасательного отряда. Каждый прошел через множество ЧП, случившихся на кузбасских шахтах, но этот случай, когда спасали живых людей из-за завала в практике этих горноспасателей – уникальный. И то, что в нескольких метрах шахтеры ждут помощи, лишь придавало сил работать быстрее.

- Сейчас я просто рад, что все закончилось хорошо, - уверенно говорит Владимир Васильев. - В кратчайшие сроки была выполнена наша главная задача – спасение людей.