Премия Рунета-2020
Россия
Москва
+6°
Boom metrics
УМНЫЕ ВЕЩИ13 октября 2018 11:10

Дмитрий Юрков: как обезопасить себя от недобросовестного контента

Генеральный директор «Synergy Digital» Дмитрий Юрков рассказывает? что делать если вы все-таки стали жертвой псевдоспециалистов в социальных сетях
Источник:kp.ru
Дмитрий Юрков рассказывает о том, как обезопасить себя от недобросовестного контента

Дмитрий Юрков рассказывает о том, как обезопасить себя от недобросовестного контента

С распространением сферы влияния интернета растет и его аудитория, одновременно с этим возникает потребность в повышении грамотности населения в этой области. Решая насущные вопросы, касающиеся использования социальных сетей в бизнесе и жизни, Школа Бизнеса «Синергия» совестно с коммуникационным агентством Synergy Digital проводит «Synergy SMM Forum», целью которого является раскрыть тему грамотного применения инструментов социальных сетей. На протяжении двух дней, 15-16 октября, профессионалы со всего мира в области диджитл-индустрии будут делиться своим опытом, разбирая реальные примеры российской и зарубежной практики. В преддверии форума, директор по маркетингу Университета «Синергия», Генеральный директор «Synergy Digital» Дмитрий Юрков рассказывает о том, как обезопасить себя от недобросовестного контента и что делать если вы все-таки стали жертвой псевдоспециалистов в социальных сетях.

Неэтичный маркетинг в социальных сетях

С 2007 года в России ужесточается законодательство о рекламе и ответственности рекламодателей. Регулятивные меры были приняты специально для того, чтобы обезопасить потребителей от недобросовестного контента. В результате, для того, чтобы обойти некоторые законодательные ограничения, люди, которые занимаются, скажем так, псевдобизнесом придумали различные лазейки. Так, например, для продвижения недобросовестных услуг или продуктов они нашли способы избежать процедуры прохождения проверки рекламы на соответствие соблюдениям законам РФ путем изменения формата подачи рекламного материала. Вместо стандартного рекламного видеоролика создается естественный, нативный контент, который позволяет осуществлять продвижение продукции под видом телепередачи, например.

Интернет грамотность 50+

В законодательных мерах относительно рекламного контента, делается основной упор на защиту потребителей в области предоставления медицинских услуг, а также приобретения различных препаратов и биологических добавок. Здесь под основную группу риска попадают люди предпенсионного и пенсионного возраста. Таким образом, недобросовестные предприниматели очень удачно воспользовались тем трендом, что сейчас большое количество людей в возрасте 50 лет и старше обращаются к ютубу для того, чтобы получить ответы на свои насущные вопросы. Так создаются специализированные ютуб-каналы, посвященные вопросам здоровья, где человек в ненавящевой форме рассказывает про какой-нибудь народный рецепт избавления от заболеваний с предложением приобрести определенные препараты. С помощью формата телепередачи они достигают своих целей, главным образом, за счет психологического эффекта доверия. Так, например, если у женщины в 67 лет болят суставы, она обращается к интернет-ресурсам для того, чтобы узнать какое-то народное средство, способное помочь ей при артрите. В результате, эта женщина попадает на передачу некой ведущей-травницы, которая рассказывает ей исцеляющий рецепт. Так ничего не рекламируя и не нарушая закона, ведущая в определенный момент говорит, что все эти полезные ингредиенты содержатся в такой-то биологически активной добавке и ее можно заказать, обратившись по телефону, а также получить скидку если позвонить прямо сейчас. Это примерная схема действия недобросовестных бизнесменов, которые с помощью подобных манипулятивных техник играют на доверчивости пенсионеров, зачастую отдающих последние деньги в надежде на излечение. И хорошо, если эти препараты окажутся просто пустышками и не будут иметь негативный эффект для здоровья человека.

Вообще,это может касаться любого продукта, не только сферы медицины и БАДов, но и других продуктов и услуг. Например, казино или якобы «образовательных» программ, которые обещают научить финансовой грамотности и раскрыть легкие способы обогащения. Ни одна рекламная площадка официально не пропустит рекламу казино, так как это официально запрещено. Здесь схема действует аналогичным образом, например, внутрь какой-либо передачи внедряется реклама нативного формата с советом перейти на определенный сайт. При этом создание сайта казино вполне законно, но туда нужно привлечь аудиторию, и так как реклама здесь под запретом, то подобные схемы – это просто находка.

Как бороться с недобросовестным контентом

Во-первых, сами площадки ведут борьбу с вредоносной информацией. Возьмем для примера ютуб. Сейчас в России каждый час выгружается примерно 150-200 тысяч единиц контента. Понятно, что у ютуба существует определенный искусственный интеллект модерации, который проверяет выгружаемую информацию на соответствие определенным критериям. Так контент не должен призывать к насилию, расизму, не должен вызывать чувство дискриминации по половым признакам, также контент анализируется по многим другим пунктам, которые легко проверить, прослушав или просмотрев материал. При обнаружении подозрительной информации, робот определяет ее как нежелательную и блокирует. Также есть ручная модерация, когда сами специалисты отсматривают ролики и не пропускают ту информацию, которая будет распознана как вводящая в заблуждение. Но зачастую такой недобросовестный контент проходит в обход модерации с одной стороны потому что, как мы уже говорили рекламодатели используют достаточно длинный формат видеоролика, порядка 30-50 минут, а с другой стороны есть некоторые нюансы в определении того какая информация попадает под категорию недобросовестной.

Помимо того, что есть законодательство, на которое должны опираться информационные площадки при размещении контента (закон о рекламе, закон о правах потребителя) есть еще свои этические международные нормы, которым они следуют. Например, компании гугл или фейсбук очень не любят рекламу, связанную с сомнительными методами обогащения, при этом в России официально не запрещается рекламировать образовательные курсы, связанные с повышением дохода. Тут происходит некоторое противоречие. С одной стороны, российским законодательством данный контент не запрещен, но при этом этическая политика фейсбука считает, что это введение в заблуждение потребителя. Поэтому мой совет для всех участников интернет-пространства, а на сегодняшний день в России это порядка 85 млн. активных пользователей, которые проводят в интернете в среднем 1,5 часа в сутки, занимать активную позицию по борьбе с распространением подобного контента. Последние год-два, в связи с появлением большого количества недобросовестной информации в сети многие интернет-площадки ужесточают этические нормы и создают барьеры для входа подобных материалов. Рекламодатели в свою очередь используют все больше ухищрений, чтобы продвинуть свою продукцию и услуги. Поэтому потребителю надо быть очень аккуратным и не попадаться на эти удочки для того, чтобы не отдавать деньги сомнительным организациям и лицам с сомнительной репутацией.

Какова процедура если вы все же попались на подобную уловку и купили товар за большие деньги по совету псевдо-врачей или других «специалистов» в социальных сетях? Очень сложно будет чего-то добиться если обращаться напрямую в правоохранительные органы. Единственный вариант, это отыскать официальное представительство площадки и обратиться к ним с жалобой. Жалоба должна содержать претензию о недобросовестности распространения информации и использования скрытых инструментов рекламы для того, чтобы ввести в заблуждение потребителя вредоносным контентом. Иногда здесь могут возникнуть определенные трудности, так как например у фейсбука нет отделения в России, тогда надо искать выходы на европейские представительства и обращаться уже туда с претензией. Это необходимо делать для того, чтобы в следующий раз площадка не допустила появление подобных материалов и заблокировала источник, распространяющий информацию. По факту жалобы, представители информационного ресурса будут вести расследование так как все площадки будь то фейсбук или ютуб очень дорожат своей репутацией.

Необходимость SMM грамотности

Помимо того, что такие неэтичные методы могут навредить частному лицу, я имею ввиду приобретение неэффективных лекарственных средств или других препаратов, подобный контент может стать инструментом для дискредитации бренда или личности и стать способом недобросовестной конкурентной борьбы в бизнесе. На сегодняшний день социальные сети становятся основным каналом коммуникации во всем мире, а тем более в России. На самом деле Россия по количеству потребления контента социальных сетей и по частоте нахождения в соцсетях входит в топ-5 стран. Сейчас любому предпринимателю, вне зависимости от масштаба деятельности, нужно понимать и уметь использовать тот инструментарий, который предлагает социальные сети. Надо быть компетентным в этой области и ориентироваться в способах борьбы с заказными публикациями, которые могут делать конкуренты, в том числе понимать, как действует весь этот механизм и как оформлять жалобу на инструменты продвижения, которые несут за собой недобросовестные методы конкуренции. Потому что, на самом деле сейчас очень легко дискредитировать любой бренд или личность в социальных сетях, это стоит недорого и требует не так много времени, примерно месяца 2-3 работы для достижения вредоносного эффекта. Но если быть подготовленным и знать методы борьбы с подобными действиями, то можно предотвратить многие негативные ситуации. Например, то что элементарно через жалобу в офис представительства площадки социальной сети любой контент, порочащий имя или бренд легко удаляется. На SMM форуме, который мы проводим 15-16 октября в Vegas City Hall, как раз об этом всем и рассказывается. Мы собираем лучшие практики и кейсы с социальными сетями от предпринимателей со всего мира (США, Германия, Россия, Австралия). И делается это как раз для повышения уровня грамотности в этой области, потому что на примере каких-то уже пройденных ситуаций легче всего избежать многих, скажем так, не нужных моментов.