2018-10-27T01:21:22+03:00

В Госдуме требуют вернуть “непатриотичный” учебник в школы

По нему занимаются дети-олимпиадники, но фактически подпольно
Поделиться:
Комментарии: comments32
Линейка пособий для продвинутых учеников исчезла из Федерального перечня учебников ещё в 2014 году.Линейка пособий для продвинутых учеников исчезла из Федерального перечня учебников ещё в 2014 году.Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО
Изменить размер текста:

Эта история тянется с 2014 года. На новый “заход” пошел депутат Госдумы Андрей Луговой (фракция ЛДПР). По его словам, просьбу он получил от родителей школьников.

- Ко мне обратились родители детей из Самарского лицея информационных технологий, которые вынуждены ломать программу из-за требования прекратить заниматься по известному учебнику математики Людмилы Петерсон, - говорит депутат. - Дети, которые учатся по этому учебнику, побеждают на международных Олимпиадах. Как можно брать и запрещать хороший, проверенный учебник ради неизвестно чего?

Напомним, линейка пособий для продвинутых учеников исчезла из Федерального перечня учебников ещё в 2014 году. С тех пор покупать эти книги в качестве учебников школы не могут (только как дополнительные пособия), а преподавать можно лишь по тем книжкам, которые ещё оставались в школьных библиотеках. Но ничто не вечно – вот и учебники, по которым готовились олимпиадники и высокобалльники, пришли в негодность.

Репутация у учебников Петерсон и правда на высоком уровне. Их, а также линейку пособий "развивающего обучения" Занкова, до сих пор нежно любят в лицеях и профильных математических школах, несмотря на все запреты. Вот только эксперты, которые решают, по каким учебникам надо преподавать, эту любовь не разделяют.

Непатриотичные поросята

Ранее "КП" уже писала о результатах экспертизы, из-за которой учебники Петерсон оказались вне закона. Эксперт Российской академии образования Любовь Ульяхина, автор учебников по русскому языку, сочла задачки по математике не патриотичными. "Содержание учебника не способствует формированию патриотизма. Гномы, эльфы, факиры со змеями, три поросенка вряд ли призваны воспитывать чувство патриотизма. А так же мультипликационное изображение Московского Кремля без подписи, не имеющее отношения к содержанию заданий", - написала эксперт в своем заключении (грамматика и орфография сохранены).

При этом, научную и общественную экспертизу учебник прошел на “отлично”. То есть, детям и родителям задачки нравятся, у математиков претензий к ним нет. Может, надо было просто заменить героев заданий на Бабу Ягу и Кощея Бессмертного? Авось, они бы лучше привили детям патриотизм, чем гномы и эльфы.

Три линейки, и хватит с вас

Сейчас депутат Луговой уже направил официальный запрос в Министерство просвещения (есть в распоряжении “КП”) с просьбой прояснить ситуацию. Напомним, ранее министр просвещения Ольга Васильева неоднократно высказывалась против разнообразия школьных учебников.

- Базовые знания по предмету должны быть у всех, - объясняла Васильева. – Но база предполагает две-три линейки учебников, не больше. А вот дальше, когда ребёнок начинает погружаться в изучение предмета, может быть очень много качественных учебных пособий, которые не входят в Федеральный перечень, и здесь уже немножко другая история. Школа может выбирать, может сама выстраивать ту самую траекторию углублённого обучения, и она должна это делать обязательно.

Учебник из-под полы

Фактически, школы сейчас оказались на положении двойных агентов. С одной стороны, сверху звучит простой посыл – пользуйтесь тремя линейками из перечня, и хватит с вас. С другой стороны, формально учебники Петерсон никто не запрещал. Просто чтобы включить их в программу, школам придется пройти целую полосу бюрократических препятствий.

Сама Людмила Петерсон даже подготовила специальное разъяснение для школ, желающих учить по ее книгам:

“Учебники для 5-6 классов в Федеральном перечне есть, ими можно пользоваться, их можно закупать. А вот линейки для начальной школы и для 7-9 классов можно включать в учебный план, как дополнительные пособия, вместе с любым другим разрешенным учебником из перечня. Кроме того, эти книги и рабочие тетради были официально утверждены Минобрнауки, как учебные пособия для школ, а значит, технически, школа имеет право приобретать их за счет бюджета”.

То есть, школам надо вести настоящую двойную бухгалтерию – в отчеты писать один учебник, а преподавать по-другому. Да ещё и деньги найти на два комплекта пособий, когда бюджета даже на зарплаты учителям не хватает. В общем, неудивительно, что школы не рискуют связываться с опальными учебниками. Желание хорошо научить детей математике просто меркнет перед страхом проверок и штрафов.

Справка "КП

Что такое система Петерсон

Система обучения математике Людмилы Петерсон построена по принципу пирамиды – все полученные знания становятся фундаментом для новых. Кроме того, учитель не дает детям готовые решения и формулы, а помогает им самостоятельно прийти к тому или иному выводу. При этом школьники постоянно получают задачи чуть сложнее своего текущего уровня, чтобы над решением пришлось подумать и проявить смекалку. А сказочные персонажи помогают перевести процесс обучения в игровую форму, чтобы ученикам, особенно в начальных классах, не приходилось переваривать сухие формулы.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

В учебнике математики обнаружены три непатриотичных поросенка

Эксперты Российской академии образования не пропустили в Федеральный перечень учебников для школ на 2014/15 учебный год пятую часть книг. Причем каких! Например, от детей убрали куда подальше известные учебники математики Людмилы Петерсон и учебники по системе развивающего обучения Леонида Занкова. Хотя по ним учились уже несколько поколений младшеклассников. Зато откровенно слабые книжки проверку прошли... (подробности)

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также