Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+11°
Boom metrics
Звезды18 марта 2019 13:23

Римский-Корсаков написал свою первую оперу благодаря жене

18 марта отмечается 175-летний юбилей композитора-сказочника
К 175-летию композитора в его мемориальном музее-квартире в Санкт-Петербурге открылась научная конференция «Римский-Корсаков-175. Год за годом».

К 175-летию композитора в его мемориальном музее-квартире в Санкт-Петербурге открылась научная конференция «Римский-Корсаков-175. Год за годом».

Николай Андреевич Римский-Корсаков оставил огромное оперное наследие - от исторических костюмных драм и сказочных феерий до сатир на злобу дня. А ведь мир мог и не увидеть его великих произведений! Маленький Ника мечтал о море и хотел ходить в большое плавание, как и его предки, которые занимали ведущие посты в армии и при дворе: прапрадед был вице-адмиралом флота во времена Елизаветы Петровны. Нике было 12 лет, когда отец привез его из Тихвина в Петербург и устроил в морской кадетский корпус. Параллельно с кадетской муштрой занимался музыкой. Но потом произошли разительные перемены: Николай позабыл об увлечении морем и посвятил себя музыке. В 1861 году он стал участником балакиревского кружка «Могучая кучка» и оказался в гуще горячих споров талантливой молодежи.

1. К слову, там же, он нашел свою любовь. Чувства пробудила в нем очаровательная Надежда Пургольд, которая вместе с сестрой участвовала в исполнении произведений членов кружка. 30 июня 1872 года 24-летняя Надежда и 28-летний Николай обвенчались. Кстати, влюбленный именно ей посвятил свою оперу «Майская ночь», так как Надежда, еще будучи невестой, подсказала ему идею создания сюжета. А еще свадьба совпала с крупным успехом первой оперы композитора «Псковитянка». Зимой 1873 года в Петербурге за полтора месяца прошло десять спектаклей с полным аншлагом!

30 июня 1872 года 24-летняя Надежда и 28-летний Николай обвенчались.

30 июня 1872 года 24-летняя Надежда и 28-летний Николай обвенчались.

Фото: Олег ЗОЛОТО

2. Спустя 20 лет пара переехала в просторную квартиру на Загородном проспекте, 28, где сейчас находится музей композитора. Главное украшение гостиной - рояль марки «Беккер». Он появился здесь в 1902 году. На нем играл Николай Андреевич и, конечно, те, кто приходил сюда на музыкальные вечера, так называемые Корсаковские среды. А это почти все известные композиторы и музыканты того времени: Рахманинов, Скрябин, Глазунов, Стравинский. Но одним из самых ярких гостей семьи был Федор Шаляпин. 26 ноября 1906 года он впервые исполнил здесь оперу «Моцарт и Сальери», ставшую постоянной в репертуаре великого артиста вплоть до его отъезда из России.

Главное украшение гостиной - рояль марки «Беккер».

Главное украшение гостиной - рояль марки «Беккер».

Фото: Олег ЗОЛОТО

Инструмент обладает мягким звуком, слегка матовым. Он и сейчас в прекрасном состоянии! Звучит как минимум два раза в год: в день рождения Римского-Корсакова и в день празднования открытия музея. На нем позволяют играть только самым именитым музыкантам, которые так или иначе связаны с творчеством Римского-Корсакова.

3. Там же, в гостиной, стоит пюпитр с арией из оперы «Снегурочка». Именно в этой квартире в 1882 году на первом камерном вечере после переезда состоялась премьера великого произведения. Тогда собрался весь цвет Петербурга. В небольшой гостиной ютились сотни человек. Хотя и было тесно, никто не хотел уходить, ведь это было настоящее событие.

Позже в этой квартире композитор написал 11 опер, признанных лучшими произведениями классики: «Садко», «Царская невеста», «Сказка о царе Салтане», «Золотой петушок», «Кащей Бессмертный» и другие.

В этой квартире написаны лучшие оперы композитора.

В этой квартире написаны лучшие оперы композитора.

Фото: Олег ЗОЛОТО

4. После смерти композитора и его жены в течение 50 лет квартира была коммунальной, однако все подлинные предметы и мебель бережно хранились потомками. Именно поэтому мы можем сейчас любоваться теми вещами, которыми пользовался Римский-Корсаков. Обстановка кабинета воссоздана до мелочей. Здесь стоит любимое кресло из орехового дерева, тут старинное бюро из карельской березы работы тихвинских мастеров, на стене памятный адрес работы Врубеля, подаренный к 35-летию творческой деятельности, и памятная лента. Но самое главное - рабочий стол.

Обстановка кабинета воссоздана до мелочей.

Обстановка кабинета воссоздана до мелочей.

Фото: Олег ЗОЛОТО

У Николая Андреевича был исключительный музыкальный слух, он всегда сочинял за письменным столом без рояля. В часы работы он был завален листами рукописей. За другим столом работала Надежда Николаевна. Она правила корректуру, делала переложения для рояля партитуры его опер.

5. Большая семья любила собраться вместе за завтраком. К слову, во главе стола сидел не Николай Андреевич, а его супруга - так уж у них было заведено. На столе солонка, сахарница и фамильное столовое серебро. Стены украшают портреты предков композитора - его дворянская родословная отслеживается до XIV века. К слову, потомки тоже не так далеко. Некоторые до сих пор живут на два этажа выше музея. Квартирой на пятом этаже Римские-Корсаковы обзавелись , когда вышла замуж старшая дочь композитора Софья.

Стены украшают портреты предков композитора.

Стены украшают портреты предков композитора.

Фото: Олег ЗОЛОТО

К юбилею Римского-Корсакова в музее-квартире впервые провели масштабную реставрацию. Ремонт начался в июне прошлого года. Он коснулся таких важных конструкций, как межэтажные перекрытия, и, казалось бы, на первый взгляд, не очень важных деталей, как, например, латунная фурнитура. Реставраторы привели в порядок полы: по фото восстановили исторический рисунок паркета, выделили лепнину на потолке, которая сохранилась с тех времен. Почистили камин и угловую изразцовую печь. Даже цветок расцвел к юбилею композитора! Все воссоздает атмосферу, которая царила в то время, когда здесь жил и творил Николай Андреевич. Это все надо увидеть своими глазами.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Как в Санкт-Петербурге отметят 175-летие Римского-Корсакова

Приглашаем на концерты, лекции и спектакли (подробности)