Премия Рунета-2020
Кемерово
+1°
Boom metrics

Как программа «Моя улица» меняет Москву

Обсуждаем с заместителем руководителя Центра организации дорожного движения Александром Поляковым в эфире программы «Московские окна» на Радио «Комсомольская правда» [аудио]
Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Поляков в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Поляков в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Шевцова:

- У нас сегодня в гостях заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Сергеевич Поляков. Здравствуйте. И Елена Попова, редактор московского отдела.

Поляков:

- Здравствуйте.

Шевцова:

- Давайте мы определимся сейчас, чем занимается ЦОДД. Когда мы вас увидели, вопросов было много – и про парковку, и про парковочные места… Вот что ваше, а что совсем не к вам?

Поляков:

- Что точно лежит в нашей компетенции – это центр организации дорожного движения. То, что связано с изменением режима работы светофоров, то, что связано с изменением, например, односторонняя и двусторонняя улица, то, что связано с установкой знаков. То есть, все, что связано именно с организацией дорожного движения, это все к нам. Плюс фото и видеофиксация. Мы являемся балансодержателем тех комплексов, которые действительно приводят в нормализованное и безопасное движение улицы Москвы. То есть, это целый комплекс инженерно-технической, интеллектуально-транспортной системы. То есть, это много-много всего. Это и информирование граждан в том числе… Все проблемы, связанные с организацией дорожного движения и с изменением организации дорожного движения.

Попова:

- Александр Сергеевич, а вот жители сами могут в этой организации движения участвовать? Например, вот светофор мне нужно установить, пешеходный переход сделать?

Поляков:

- У нас действует комплексная схема организации дорожного движения, в принципе, она действует уже с 2014 года, мы уже начали ее реализовывать и в центре города поменяли много улиц на односторонние, где связанность этого позволяет. Ввели там соответствующие парковочные места. Плюс глобальные изменения рассматриваются обязательно с префектурой. Префектура – это тот орган, на балансе которого находятся местные улицы и дороги. То есть, туда граждане пишут, их интересы защищают депутаты, мы туда даем свои предложения об изменении организации дорожного движения. И вот эта совместная работа дает плодотворный результат. То есть, у вас есть необходимость в устройстве или изменении организации дорожного движения, вы можете написать в префектуру и эта совместная работа приведет к изменению в комплексной схеме организации дорожного движения.

Попова:

- А к вам напрямую можно обратиться?

Поляков:

- Да, можно. Есть инструменты, которые позволяют собирать обращения для граждан. Плюс мы ведем эту работу постоянно.

Шевцова:

- У нас уже звонок есть. Евгений, здравствуйте.

Евгений:

- Здравствуйте. Я из Москвы. Я сегодня в течение трех часов не попал туда, куда мне надо. Конкретно с Можайского шоссе мне нужно попасть на МКАД, я проехал мимо, хотя знаю, что должно быть где-то здесь, но я так и не попал. И со МКАДа надо было мне попасть на Новую Ригу, в центр, то же самое, проехал мимо. Так указатели написаны, что я вот даже знаю, что надо где-то здесь, но я так и не понял… запутался и проехал мимо.

Поляков:

- Да, в настоящее время вводятся многочисленные развязки, департамент строительства их достраивает и, соответственно, здесь необходимо более внимательно смотреть на указатели и дорожные знаки. После введения новой развязки вводятся, в том числе, указатели, поэтому здесь мы просим обращать более внимательно…

Шевцова:

- Главное, что есть куда жаловаться…

Поляков:

- Если есть необходимость, мы съездим, посмотрим, проверим и сделаем корректировку.

Попова:

- А мы потом можем рассказать об этом на страницах нашей газеты.

Поляков:

- Обязательно.

Шевцова:

- Александр Сергеевич, что сделало ваше ведомство сейчас в рамках реконструкции города и вот этой всей истории – «Моя улица»? Мы же можем уже какие-то промежуточные итоги озвучить?

Поляков:

- Именно наш транспортный комплекс отвечал за создание транспортной схемы. То есть, как изменится движения транспорта и, в том числе, движение пешеходов на тех или иных улицах. То есть, наше ведомство именно отвечало за количество введенных новых пешеходных переходов – там порядка 60 появилось новых. То есть, это связанность для пешеходов появилась. Плюс изменилась связанность на некоторых там движениях для общественного транспорта, изменились маршруты. В том числе, будет введена выделенная полоса по кремлевскому кольцу в обратном направлении. Это тоже дополнительная связь для общественного транспорта и люди смогут 45 минут сэкономить, не объезжая Кремль вокруг на троллейбусе, а развернуться назад и попасть туда, куда им необходимо. То есть, транспортные схемы, которые новые, которые в принципе нормализуют движение и количество полос, в том числе, перед узкими местами. То есть, самые узкие места в городе – это эстакады, туннели – то есть, те места, где из большого количества полос все соединяются и потом уходят в три на туннеле. Сейчас, например, по Садовому кольцу будет нормализовано движение, где не будет уже после Крымского моста там 9 полос, 11 полос было в свое время, их будет нормализация, не будет вот этих бутылочных горлышек, но в том числе, на Садовом, например, появятся дублеры, по которым люди могут переходить дальше на улично-дорожную сеть.

Попова:

- Александр Сергеевич, сейчас по программе «Моя улица» расширяют тротуары и, соответственно, сужается проезжая часть – сужают ширину полос. А существуют ли какие-то нормативы вообще? Потому что народ волнуется – вот, пешеходам все отдали, а как же теперь автомобилисты?

Поляков:

- Дело в том, что, когда мы в 2014 году разрабатывали комплексную схему организации дорожного движения, мы провели различно много рабочих совещаний, получили заключение от московского автомобильного дорожного института… И мы получили разрешение о том, что на прямолинейных участках можно при снижении скорости сделать полосу уже. То есть, до 3,25. Мы поменяли на некоторых участках в городе, посмотрели на аварийность, действительно, аварийность не увеличилась и т.д. В том числе, даже вот такой пример использовали на вылетных магистралях. На мелких улицах 3,25 вполне себе не то что должно применяться повсеместно, но мы это приняли как догмат, как правило, и везде в программе «Моя улица» 3,25 используется как норматив. При этом 3,50 – там, где ездит общественный транспорт.

Шевцова:

- 3,25 – а вот в эти нормативы каким-то образом укладываются съезды с третьего кольца? Я объясню. Вы пытаетесь навести порядок, за что вам большое человеческое спасибо. У нас сейчас разгружен немножко съезд с третьего кольца на Ленинградку, там поставили светофор, там сделали съезд в два ряда – это удобно. Но у нас есть съезд на Ленинский проспект в сторону области, где люди едут в одну полосу, но вообще там влезает два ряда машин. Вот как-то можно эти вопросы решить?

Поляков:

- Здесь все зависит от загруженности непосредственного участка… Все-таки когда идет изменение организации дорожного движения, мы смотрим на все прилегающие улицы. Если мы запустим там две полосы, то потом там дальше… соответственно, мы часть потока перебросим дальше, а дальше уже там может быть типовой транспортный затор – такой термин, где в это время регулярно возникают транспортные заторы, которые необходимо будет как-то урегулировать… Но отдельные предложения мы действительно рассматриваем… Это разворот на Ленинский проспект, вы сказали?

Шевцова:

- Это съезд с третьего кольца на Ленинский проспект и второе – это съезд на Варшавское шоссе. Но я так понимаю, что вы поработали в этом направлении, там одна полоса и там поставили камеру и штрафуют тех, кто влезает там третьим-пятым рядом. Но вот съезд на Варшавку, конечно, очень болезненный и дальше пробка все время…

Поляков:

- Так вот именно, что, если мы туда добавим еще полосу, то дальше-то стоять уже некуда будет. У нас транспортный спрос очень большой на дорогу. У нас уникальный город. Несмотря на строительство дорог, на строительство новых развязок, на то, что ведется большая работа, у нас количество квадратных метров на 1 автомобиль дороги с каждым годом уменьшается. Просто регистрация автомобилей, только московских, идет порядка 200-250 тысяч автомобилей в год дополнительно. Вы понимаете, что сейчас уже зарегистрировано 4 миллиона 600 тысяч автомобилей в городе Москве. В некоторые периоды – перед 1 сентября или перед новым годом – у нас добавляется больше региональных автомобилей, а москвичей становится меньше половины. Вы представляете, сколько автомобилей сейчас ездит по городу?

В Москве сейчас активно идет ремонт

В Москве сейчас активно идет ремонт

Фото: Влад КОМЯКОВ, Архив «КП»

Шевцова:

- А у нас как раз один автомобилист сейчас хочет вопрос задать. Андрей, здравствуйте.

Андрей:

- Здравствуйте. У меня такой вопрос. По поводу светофоров. Почти везде сделаны у нас секундные вот эти светофоры – бегут цифры и все видно… Но иногда прямо издали смотришь, можно ли ехать или нет, две цифры стоит или нет, а самих цифр как таковых не видно бывает. Хотелось спросить – может быть, их увеличить?

Поляков:

- Если мы берем стандартный светофор, то есть двухсотки, есть трехсотки. В принципе, на улицах Москвы это 300 миллиметров стандартный размер и мы его увеличивать никак не можем, потому что он нормирован. Есть еще возможность выносить на отдельное табло, но это в принципе эстетически не всегда позволяет и архитектура города, и это будет не так красиво смотреться. Поэтому это все норматив и мы его никак изменять не сможем, извините.

Попова:

- Александр Сергеевич, вы сказали, что новые пешеходные переходы появились. А новые остановки для общественного транспорта будут?

Поляков:

- Да, у нас обязательно появляются новые остановки, там будет подключение к вай-фай…

Попова:

- А например? Вот на Лубянке будет остановка, рядом с универмагом детским, да?

Поляков:

- Да, там тоже будет. Это обратный ход. То есть, еще раз – здесь нужно совместить запуск новых остановочных павильонов, именно в центре, с изменением маршрутов движения общественного транспорта. То есть, это должен быть проведен ряд комплексных мер, которые должны быть совместно. Но вообще в городе планируется замена сейчас 80 павильонов. Это новые, с возможностью подзарядки телефонов, с подключением к вай-фай, с информационными табло. То есть, это новое восприятие города. Почему опять же делается упор на общественный транспорт? Потому что молодые люди часто пользуются вай-фаем и им интереснее даже ездить в общественном транспорте, смотреть в телефон, в планшет, быть всегда на связи и в это время работать даже.

Шевцова:

- Это мне нравится. На самом деле, мне кажется, это очень классно, очень технологично и очень удобно. Сообщение нам пришло: «Как высчитывается число парковочных мест для инвалидов? Например, под нашим универсамом (это где мы работаем) таких 50% и счастливые эвакуаторщики каждый день оттуда увозят нарушителей». Наши коллеги за то, чтобы у инвалидов были специальные парковочные места, но по какой статистике их высчитывают? То есть, как понять, сколько нужно? 20%, 30%?

Поляков:

- Есть нормированная величина, которая составляет 10%. То есть, не менее 10% должно быть парковочных мест. Есть отклонения, когда действительно есть места притяжения инвалидов – там это какие-то больницы, поликлиники и т.д. А если мы говорим об универмагах, где плоскостные парковки, то здесь именно сам хозяин универмага, если в собственности земля у него находится, он сам определяет количество парковочных мест. Если же это находится на улично-дорожной сети и там 50 парковочных мест, давайте мы посмотрим, действительно ли это так…

Шевцова:

- Мы вам обязательно покажем. А еще у нас есть многострадальный перекресток, и я знаю, что таких перекрестков в Москве много. Парковка съедает полосу и два автомобиля не могут в два ряда стоять и получается пробка. Как такие вопросы решать? Как рисовали разметку?

Поляков:

- Это целый комплекс мер. Во-первых, это изменение организации дорожного движения с вводом односторонних улиц, что позволяет нам делать парковку с двух сторон. Либо же установка знака 3.27. Если мы ставим запрет парковке, то, соответственно, там будут всех, кто постоянно там паркуется, эвакуировать. То есть, это и резидентное разрешение, и те жители, и социальные объекты – это целый комплекс мер. Это вот если кратко.

Шевцова:

- Здравствуйте, вы в эфире, говорите, пожалуйста.

Алексей:

- Алексей меня зовут. К вашему гостю вопрос. Живу в Чертаново, непосредственно вопрос по улице Подольских курсантов. Вот в июле разлиновали, сейчас вешают знаки, в данный момент или как скоро будет там выделенная полоса? Или она уже действует? Потому что я смотрю, люди совсем не хотят ездить, хотя, кроме разметки, дорожные знаки вот только вешать начали… И есть ли где-то ресурс, на который можно зайти и посмотреть, что там и как?

Поляков:

- В принципе, у нас целый набор выделенных полос, которые будут введены уже в этом году. Вопрос о введении выделенных полос решает департамент транспорта. Помимо указанного участка, вот улицы Широкая и т.д., то есть, целый набор, сейчас введена была выделенная полоса по Кутузовскому проспекту.

Шевцова:

- Вот, недавно… да…

Поляков:

- Она уже официально с 18-го числа введена. Мы в выходные дни обычно ставим знаки, чтобы люди все понимали и расчехленные они стоят, потому что в выходной день можно ехать по выделенной полосе, а с понедельника уже обычно начинаются рабочие будни. Поэтому сейчас вопрос о дате введения решается на департаменте транспорта, но точно мы сделаем информационную такую… данная полоса еще не введена – это первое. Но о том, что людей надо приучать, это тоже правильно… Здесь, так скажем, в несколько этапов идет информирование людей. Сначала разметка, потом зачехленные знаки, потом знаки расчехляют в выходной, а потом, соответственно, вводится. Плюс обычно идет информационный большой ресурс, баннеры там видят и т.д… Так что просим смотреть на информацию вокруг… Мы можем даже через «Комсомольскую правду» об этом сообщить.

Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Поляков в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Заместитель руководителя Центра организации дорожного движения Александр Поляков в гостях у Радио «Комсомольская правда»

Фото: Виктор ГУСЕЙНОВ

Попова:

- Это было бы здорово! Александр Сергеевич, вот вроде много всего делается, да, но все равно, в Москве есть такие места заколдованные, где все равно все стоит. Волгоградка, например. Вот там как вы организуете движение?

Поляков:

- Восток у нас это большой такой кластер, который в принципе, очень большой поток принимает из области. И там люди, когда выезжают назад, они также попадают в бутылочное горлышко. Помимо того, что там ремонтные работы ведутся, плюс мы делаем аналитику, мы знаем, сколько людей там ежедневно тратят времени дополнительно к своему пути… Вот на востоке это от 20 минут ежедневно люди должны прибавлять, благодаря тому, что там ведутся значительные ремонтные работы…

Шевцова:

- И это летом. А когда зима, когда снег пойдет…

Поляков:

- Да, естественно, эта величина возрастает, но плюс, еще раз говорю, что у нас больше миллиона автомобилей въезжает ежедневно из области на территорию внутри МКАД. Представьте, длина автомобиля, плюс метр туда, метр назад – то есть, порядка 7 метров состояние дистанции друг от друга, вот умножайте на миллион – это 7 миллионов метров, при том, что у нас дорог порядка меньше 6000 внутри МКАД. Вот этими автомобилями нужно как-то управлять, как-то распределить потоки, чтобы как-то светофор их вовремя затормозил, а где-то, наоборот, их пропустил. Где-то нужно сделать одностороннее движение, где-то его нужно припарковать. А у нас, еще раз повторюсь, 27 метров на 1 автомобиль было в прошлом году. Хотя, например, в Европе эта величина составляет 150-200 метров. В Нью-Йорке – 80…

Шевцова:

- Тем не менее, нас уже приучили в центр ездить на метро. Мне кажется, это хорошая практика. Вот в редакции у нас люди открывают для себя карты Тройка, какие-то дополнительные удобства… а там вай-фай в метро есть – и все, уже окончательно разрушены шаблоны… А у нас звонок. Здравствуйте, Сергей.

Сергей:

- Добрый день. Подскажите, пожалуйста, может быть, целесообразно в районе ВДНХ из-за того, что от Маломосковской стоит и добраться до Серебрякова затруднения движения, есть смысл убрать на этом участке выделенную автобусную полосу и разрешить движение автомобилистам? Очень сильное как раз это горлышко, оно и сдерживает. А дальше все хорошо, собственно говоря. И второй вопрос. Утром, поскольку приходится из области ехать по Ярославке в Москву, то первый блок-пост, который не функционирует, но светофор очень сильно сдерживает Ярославку и чуть ли не от торгового центра ХL начинается вот это стояние. Тем самым, сдерживают поток, который хотел бы въехать на МКАД, то есть, мы стоим в Москву и не даем возможности им уехать на МКАД. И стоим очень долго на светофоре, который вот очень сдерживает и удлиняет вот эту змею…

Поляков:

- Вопрос в том, что у нас перед Северянинским путепроводом пять полос перед и плюс две полосы на дублере – и все они вмещаются в конечном итоге в четыре полосы, которые идут во второй половине Северянинского путепровода. То есть, мы можем отменить выделенную полосу, но для нескольких десятков маршрутов, которые перевозят людей из Московской области, мы сделаем сильные затруднения. Потом, у нас там ездит 903-й маршрут, который возит людей до той же станции ВДНХ… То есть, вопрос заключается в том, что там едут автобусы, именно магистральные, которые должны с большой скоростью подвозить людей непосредственно к станции метро. А у нас все-таки 66%, а в часы пик это больше 70% людей используют общественный транспорт. То есть, мы понимаем, что для отдельных автомобилистов мы, убрав выделенную полосу, можем сделать хорошо, а для других – плохо. В том числе, как раз перед тем, как въехать в город, там действительно стоит светофорный объект, который как раз и выпускает отстой на разворотной площадке вот эти 903-е маршруты и прочие, которые едут. Поэтому мы должны все-таки делать приоритет для общественного транспорта, для того, чтобы он ехал очень быстро до станции метро. А потом уже перестраивать режим работы светофоров. То есть, это очень большой и тяжелый узел и мы там всяческие эксперименты и расчеты делали, но вот это то, чего мы добиваемся. Очень-очень большой поток по Ярославке – это Пушкино, Королев, Мытищи… поэтому здесь очень сложная ситуация.

Попова:

- В общем, надо на общественный транспорт пересаживаться.

Шевцова:

- Ой, надо, надо, но не всегда это бывает удобно. А у нас до сентября осталось буквально три недели и у нас к сентябрю должно несколько событий произойти. Первое – учебный год начнется, все рванут в Москву, а у нас еще реконструкция не закончена, весь центр стоит… Вот как нам пережить эти три недели и все-таки сентябрь встретить без пробок? Это вообще реально?

Поляков:

- Мы говорим, что больше пробок, чем в сентябре, это вот 10 дней до 1 сентября и 10 дней после 1 сентября. Это когда многие еще студенты позволяют себе начинать учебный год чуть позже, но многие родители, которые готовят детей к 1 сентября, они уже начинают в 20-х числах объезжать все торговые центры… И это не только москвичи… И в августе все стремятся… Мы информируем москвичей – может быть, сейчас уже пойти и обеспечить своего ребенка всем необходимым? И это стандартная ситуация, о которой мы всех предупреждаем, это неизбежность, которая будет, но потом будет легче.

Шевцова:

- Я могу сказать, что мы очень активно работаем с вашим ведомством и в нашей программе «Московские окна» есть информация обо всех изменениях в плане дорожного движения, какие улицы перекрыты, где одностороннее движение, где реверсивное движение, мы об этом рассказываем. И будем вас еще в эфир приглашать. Большое спасибо, что ответили на наши вопросы, а мы пойдем гулять по нашим соседним улицам, дабы вскрыть все проблемы, которые есть у нас в микрорайоне. Спасибо.

Поляков:

- Спасибо.