Подведены итоги конкурса «Народный сувенир»

A
Автор: Павел ЧЕРНЫШОВ
27 янв 2023

«Покупать российское» становится модным
Оценка профессионалов и народа
Масштабирование

В премии приняли участие более 150 мастеров и компаний со всей России

25 января в московском отеле Palmira Business Club прошла торжественная церемонии награждения всероссийского конкурса «Народный сувенир», организованного мультимедийным проектом «Самобранка» медиагруппы «Комсомольская правда». В проекте приняли участие более 200 представителей отрасли и ремесленников, которые сохраняют культуру народов нашей страны от Калининграда до Сахалина.

Напомним, «Комсомольская правда» с 2022 года развивает проект «Самобранка», который призван объединить в себе самые разные формы поддержки, а также продвижения народных художественных промыслов, ремесел, традиций и культур народов России. Начинание реализуется при поддержке Президентского Фонда культурных инициатив и Министерства промышленности и торговли РФ.

«ПОКУПАТЬ РОССИЙСКОЕ» СТАНОВИТСЯ МОДНЫМ

– За прошлый год мы не только запустили этот проект, но и получили мощную поддержку от государства: от Президентского фонда культурных инициатив и Министерства промышленности и торговли Российской Федерации. Но самое главное, что мы получили вашу поддержку – представителей народных художественных промыслов, ремесленников, мастеров и ассоциаций, которые объединяют такие предприятия, – сообщила автор проекта «Самобранка», заместителя генерального директора медиагруппы «Комсомольская правда» Анжелика Сулхаева.

Медиаменеджер отметила, что отрасль народных художественных промыслов сильно пострадала за время пандемии. Потребителей ее продукции в стране стало меньше, поскольку зачастую это были туристы из других стран. А россияне за последние десятилетия подрастеряли интерес к приобретению товаров народных промыслов.

Но сейчас у отрасли появились перспективы для развития. В России растет интерес ко всему национальному – истории, традициям, промыслам…

– Народные промыслы олицетворяют русскую душу, которую невозможно отменить ни при каких обстоятельствах – ни внешних, ни внутренних, – добавила Анжелика Сулхаева. – Нам очень хотелось дать народным промыслам площадку для продвижения своих товаров. Чтобы тренд «покупать российское» стал по-настоящему модным, молодежным и привлекал как можно больше потребителей.

ОЦЕНКА ПРОФЕССИОНАЛОВ И НАРОДА

Заявки на конкурс «Народный сувенир» принимались в трех номинациях: «Самый узнаваемый сувенир», «Лучший традиционный сувенир» и «Лучший современный сувенир». Мнения читателей «Комсомолки» и экспертов учитывались отдельно. В акции приняло участие более 150 предприятий и проектов.

Итак, в номинации «Самый узнаваемый сувенир» читатели «Комсомольской правды» отдали третье место набору фарфоровых конфет от «Гжели» (Гжельский фарфоровый завод, Подмосковье), второе – ветряной мельнице с мезенской росписью (Северный Арктический Федеральный университет имени Ломоносова, Архангельская область), а первое место – сувенирным валенкам-шептунам из Боброва (мастерская «Царство Шерсти», Воронежская область).

Экспертное голосование в той же номинации частично подтвердило народные предпочтения. Профессионалы отрасли отдали третье место глиняному колокольчику от гончарной мастерской «Валентина» (Ленинградская область), второе – матрешке в стиле мезенской росписи (на этот раз проект реализован Верховской Детской художественной школой, Орловская область), а первое - изделию с чувашской вышивкой от фирмы художественных промыслов «Паха тере» (Республика Чувашия).

Следующая номинация – «Лучший традиционный сувенир». Больше всего голосов читателей «КП» набрала кукла-оберег «Волга и Вазуза» (Тверская область), затем мужской костюм с чувашской вышивкой от «Паха Тере» (Республика Чувашия) и поморская козуля (Мурманская область).

В результате экспертного голосования в число лидеров вошли «Старооскольская глиняная игрушка» (Центр народных промыслов, Белгородская область) и «Романовская игрушка» (Липецкая область). А победила Федоскинская лаковая миниатюра (Федоскинская фабрика миниатюрной живописи, Московская область).

«Лучший современный сувенир» - заключительная номинация премии. Читатели «КП» отдали третье место кормушке для птиц от мастерской «Лазер Гравер» (Владимирская область), второе – грелке на чайник с чувашской вышивкой (да-да, это снова «Паха Тере», Чувашия), а первое - Оскуйскому котику (село Оскуй, Новгородская область).

Профессиональные эксперты присудили третье место за сумки с золотным шитьем (Никифоровская золотошвейная мануфактура, Тверская область), второе за бархатный клатч «Бесконечность» (проект «Горлица_арт», Тверская область), а победила в номинации игра-головоломка нярн шинж (Галерея художников и мастеров народного декоративно-прикладного искусства, Республика Калмыкия).

МАСШТАБИРОВАНИЕ

Гости церемонии награждения позитивно оценили итоги конкурса.

– Я давний читатель «Комсомольской правды», она никогда не уходила от узких тем, раскрывала их, – поделился генеральный директор Общероссийской общественно-государственной организации «Ассамблея народов России», Герой России Александр Даркович. – Думаю, поддержка «Комсомолки» даст новый импульс к развитию промыслов, основанных на традициях национальной культуры. Сувенирная продукция и народные промыслы не только позволяют знакомиться с культурой наших народов, а самое главное – они служат развитию дружбы и единению нашего многонационального государства.

Причем страна готова этому способствовать.

– Министерство экономического развития поддерживает инициативы «Комсомольской правды» по популяризации народно-художественных промыслов и ремесел. Это важный шаг для сохранения нашего культурного наследия, - отметила по итогам вручения премии заместитель Министра экономического развития России Татьяна Илюшникова. - В 18 регионах России действуют «Центры народно-художественных промыслов, ремесленной деятельности, сельского и экологического туризма», оказывающие целевую поддержку предпринимателям из этой сферы деятельности. Также мастера, ремесленники и предприятия могут получить консультационную, финансовую, образовательную поддержку в более чем 400 Центрах «Мой бизнес» во всех регионах России. Это как стандартные услуги, доступные всем предпринимателям, так и уникальные меры, такие как специальные мастерские-коворкинги, организация ярмарок и сбыта продукции в сувенирные магазины. Кроме того, при поддержке Центров «Мой бизнес» в крупнейшей ярмарке народно-художественных промыслов «Ладья» приняли участие более 1200 предпринимателей из 52 регионов.

– Очень впечатлен и вдохновлен тем, что вы делаете. Это конечно, не просто сувениры, не просто промысел, а настоящее искусство, которое вдохновляет, которое поражает и отличает нашу многогранную, большую и очень красивую страну, - признался советник руководителя Федерального агентства по делам молодежи (Росмолодежь) Антон Пашков. - Самый близкий по духу проект «Росмолодежи» - арт-кластер «Таврида», который объединяет молодых творцов самых разных креативных профессий. Летом прошлого года они выступили со своего рода манифестом «Нас не отменишь» в ответ на действия западных стран по отношению к русской культуре. И это невероятным образом вдохновило молодых дизайнеров на то, чтобы использовать орнаменты народов России. Причем, не только в узкопрофильной продукции, но и в одежде, предметах обихода. Не сегодня – завтра это станет атрибутом нашей жизни. Это очень красиво. Нужно подумать с «Комсомольской правдой» как масштабировать конкурс «Народный сувенир». Возможно, создадим отдельную номинацию для поддержки молодых творцов – художников, дизайнеров и представителей других творческих профессий.

Фото
Фото
Фото
keramika.webp
Это интересно
Первые керамические плитки-изразцы начали делать на Руси еще в X веке