В Новый год — с русскими мотивами: как в России сохраняют и развивают народные промыслы

A
Автор: Анна ДМИТРИЧЕВА
27 дек 2023

Создавать новое, не изменяя традициям
Мысли о сказочной русской зиме
Сохранить национальную идентичность
Новый год в стиле Russian core
Как подать

Кажется, что с каждым годом новогодние праздники становятся все более атмосферными: украшения на улице — ярче, кафе — уютнее, а праздничная программа в городах — разнообразнее. И в качестве подарков себе и близким хочется выбрать что-то особенное и с душой. 

Настоящий кладезь уникальных предметов декора — продукция предприятий русских народных промыслов. Особую роль в их популяризации сыграл и Russian core — тренд на русский стиль и эстетику. Сегодня отечественные товары и локальные российские бренды — это модно. К тому же, такие подарки напоминают о детстве, родных людях, создают особую атмосферу.


Фото: Гжельский фарфоровый завод

Создавать новое, не изменяя традициям

Фабрики и заводы производят необычные подарки, красивый домашний декор, посуду, одежду и многое другое. Но, в отличие от любого другого товара, современные технологии тут сочетаются с ручным трудом и накопленными веками знаниями мастеров. Таким образом, что с производства выходит уникальная в своем роде вещь, украшенная вручную. И, что важно, именно фабрики сегодня дают возможность народным умельцам не только не утратить, но и развивать своё ремесло, передавая его молодым мастерам. 


Фото: фабрика «Ростовская финифть»

Понимая это, государство уже несколько лет помогает фабрикам создавать и популяризировать народные художественные промыслы. К примеру, в 2017 году для поддержки предприятий  Минпромторг запустил отраслевой портал «Промыслы.рф», а с 2020 года ведомство выделяет фабрикам субсидии на модернизацию производств. Так, в прошлом году на эти цели было направлено более 800 млн рублей, а общий объем производства промыслов вышел уже на допандемийные показатели и превысил 7 млрд рублей. Таким образом, всё больше молодых специалистов смогут осваивать традиционные ремесла, ставшие брендом России во всем мире.

Мысли о сказочной русской зиме

Один из самых популярных и известных во всем мире народных художественных промыслов — гжель.  Раньше Гжелью называлось село недалеко от Москвы, а ценность местной глины была известна с середины XVII века. Свои первые изделия изобретатель русского фарфора Дмитрий Виноградов сделал именно из гжельской глины.

Посуду с традиционным сине-белым декором Гжельского фарфорового завода, который ведет свою историю с 1818 года, все видели хоть раз в жизни, а у многих она есть и дома. В 2018 году обладателем гжельского фарфора даже стал всемирно известный футболист Лионель Месси. Ему подарили именной квасник ручной работы и миниатюрную статуэтку — уменьшенную копию капитана сборной Аргентины.


Фото: Гжельский фарфоровый завод

А ведь основателем дела, которое выросло в столь масштабное производство в стране, был удельный крестьянин из села Ново-Харитоново Московской губернии — Яков Кузнецов. Его сыновья и их потомки расширили бизнес далеко за пределы родного региона.


Фото: Гжельский фарфоровый завод  

Сегодня Гжельский фарфоровый завод выпускает более 700 наименований продукции. Производство сочетает в себе черты народного промысла (кропотливый труд по созданию ручной росписи на каждом изделии) и современные технологии (машинная автоматизация литья крупных форм). Завод первым из предприятий народных художественных промыслов в разгар пандемии организовал виртуальные 3D туры по своим цехам. Был единственным из производителей НХП Московской области, удостоившимся чести выпускать лицензионные сувениры с символикой XXII Олимпийских зимних игр «Сочи 2014». 


Фото: Гжельский фарфоровый завод

К Новому году и Рождеству на Гжельском фарфоровом заводе начинают готовиться в мае. Разрабатываются коллекции фигурок животных — символов следующего года, декор для праздничного стола, елочные игрушки. Художники ищут новые виды росписи для шаров и свечей. К примеру, в этом году мастера придумали броши в виде резных фарфоровых снежинок. Также завод к празднику запустил новую линейку тончайшего фарфора «Безупречная гжель». Любуясь фирменной сине-белой росписью на изделиях, невольно думаешь о сказочной русской зиме и морозных узорах на окнах домов.

Сохранить национальную идентичность

Финифть — менее известный, но не менее уникальный вид народного промысла. В основе изделия — медная пластина, на которую особым способом наносится эмалевый порошок. Затем поверхность пластины в несколько этапов расписывается огнеупорными красками. Финифть еще называют «Огненным письмом» из-за того, что после каждого этапа работ по росписи идет обжиг — изделия выдерживаются в печи при 700-800 градусах. Сам принцип работы с эмалью открыли на Востоке несколько тысяч лет назад, причем случайно, во время плавки стекла. А на Руси техника начала распространяться с XV века, впитав в себя неповторимый национальный колорит. Финифтью расписывали как предметы декора, изображая на них в основном сказочные и исторические сюжеты, пейзажи и православные храмы, так и ювелирные изделия, украшая их орнаментами из цветов. 


Фото: фабрика «Ростовская финифть»

Особое развитие финифть получила в Ростове во второй половине XVIII века. Поначалу это было кустарное ремесло, но после революции в XX веке оно переросло в настоящее производство. Например, фабрика «Ростовская финифть» ведет свою историю с 1918 года и уже больше 100 лет заботливо хранит русскую идентичность, а в производстве умело сочетает традиции ручного труда и усовершенствованные технологии. 


Фото: фабрика «Ростовская финифть»

Основателем ростовской финифти некоторые считают Митрополита Арсения Моцеевича. Изначально она использовалась для украшения церковной утвари — ее отправляли в российские монастыри и на Афон в Грецию. В советские годы мастера переключились на производство светских вещей, ездили на выставки в Монреаль и Токио. С 50-х годов XX века ростовские финифтяные миниатюры стали изготавливаться в сочетании со сканью — кружевом из проволоки. Сегодня фабрика делает на заказ корпоративные подарки, настенные панно, лимитированные коллекции украшений. Экспериментируя с разными видами эмали, художники фабрики создают изделия в цветочном, пейзажном, историческом, портретном и других жанрах, а ювелиры вручную собирают оправу из ажурной филиграни. 


Фото: фабрика «Ростовская финифть»

К новогодним праздникам «Ростовская финифть» выпускает сувенирную продукцию: декоративные латунные елочки с расписными каплями, сканные шары и снежинки, медные зеркальца с зимними пейзажами.

Новый год в стиле Russian core

Ёлочные игрушки в ретро-стиле сегодня популярны, как никогда. Причем речь идет и о фигурках, которыми украшали ёлки в царской России, и о всем знакомых советских игрушках. «Ёлочка» — старейшее в стране предприятие по выпуску ёлочных украшений. Оно производит знаменитые Клинские игрушки с 1887 года. Обычай наряжать елку не только подарками, но и игрушками из ваты и картона, подтолкнул умельцев местного стекольного завода, производившего лампы и пузырьки для лекарств и духов, на изготовление бус. Сырье было под рукой, процесс выдувания освоен, а спрос на ёлочные игрушки с каждым годом только увеличивался. Кстати, именно бусы, а не шары, как считают многие, стали прототипом современных новогодних украшений. 


Фото: фабрика клинской елочной игрушки «Елочка»

Особо предприимчивые крестьяне стали заниматься ремеслом прямо в своих домах, кто-то организовал небольшие мастерские, в которых трудились наемные рабочие. Кустари-стеклодувы, как правило, вовлекали в процесс всю семью, передавали навыки стеклодувного дела по наследству. К тому времени, когда артели объединились в фабрики, а те — в объединение «Ёлочка», ставшее впоследствии ОАО, на производстве клинской игрушки сформировались целые семейные династии стеклодувов. Сегодня они насчитывают уже четыре поколения. Народные традиции ярко прослеживаются в основе формования и декорирования стекла через призму индивидуальности художников, отсюда — и черты самобытности.


Фото: фабрика клинской елочной игрушки «Елочка»

Игрушка изготавливается в несколько этапов: выдувание, металлизация, окрашивание, роспись, сборка и упаковка. Во второй половине XX века предприятие механизировало единственный процесс на фабрике — металлизацию. Все остальные — по-прежнему ручной труд.

– Через разнообразие цветовой гаммы, ее тонов и оттенков при окраске как наиболее значимом этапе декорирования тонко и лирично передается характер русской души, ее нежность, широта и одновременно жизненная сила, ярко отражаются народные обычаи и праздники как результат духовной и культурной традиции, – рассказывают на «Ёлочке».

В росписи мастера используют классические и современные стилистические направления, а благодаря неисчерпаемой фантазии художников создается многообразие рисунков. Особенности клинской игрушки — плавный переход от нежного к яркому, контрастные неожиданные сочетания матовых и блестящих эффектов на зеркальном фоне. В год на фабрике выпускают больше миллиона игрушек.

Как подать

Новый год — это не только ёлка, но и, конечно, праздничные блюда. Вокруг трапез на Руси складывались особые, атмосферные обычаи, порождающие целые направления народных промыслов. К примеру, фабрика «Жостово» на весь мир прославилась расписными подносами с яркими цветами на темном фоне и единственным в мире музеем лакированных «картин на металле».


Фото: фабрика «Жостово»

За 200 лет работы предприятия накопилось порядка 150 форм подносов — от миниатюрных до огромных. И только 32 из них в наши дни производят механизированным способом, остальные — ручной ковкой. На жостовских подносах ни один рисунок ни разу не был в точности повторен благодаря ручной росписи. Со временем эти изделия из бытового предмета превратились в самостоятельные декоративные панно, а ремесло, которое некогда служило подспорьем к земледелию, обрело статус уникального русского народного искусства.


Фото: фабрика «Жостово»

Изделия Жостово представлены в Эрмитаже, Русском Музее в Санкт-Петербурге, Третьяковской галерее, в частных коллекциях по всему миру, а на самой фабрике есть огромный Царь-поднос размером 210х146 см, который вошел в книгу рекордов России. Расписывали Царь-поднос 22 художника.


Фото: фабрика «Жостово»

Сегодня жостовские художники пишут не только цветы и не только на подносах. Например, к Новому году они выпускают коллекции новогодних стеклянных шаров.

– Это полностью ручная работа, и не все художники берутся за роспись ёлочных шаров. Сложность состоит в том, что шар расписывается на весу. Поэтому сюжет продумывается заранее, чтобы со всех сторон он смотрелся одинаково красиво, – рассказывают о процессе производства на Жостовской фабрике.

Это вам не масс-маркет

Новогодние украшения, в которых живут душа и талант художника, не найдешь в масс-маркетах. Это не просто очередной декор для ёлки, а настоящая реликвия и приятное воспоминание на всю жизнь. А еще — вклад в сохранение исконно русских традиций и народных промыслов.


Фото: фабрика клинской елочной игрушки «Елочка»

За счет разных декоративных приемов, выбора композиционного решения и техники исполнения такой подарок будет неповторимым. Художники пишут не по образцам, а по воображению и правилам, усвоенным и отточенным в практике многих поколений. Преданность искусству заражает творчеством молодых мастеров, и народный промысел продолжает жизненный путь, не теряя своей популярности, а, наоборот, обогащаясь новыми формами и современными образами.

Второе дыхание промыслов и ремесел

Всплеск интереса к продукции российского производства сегодня заметен, как никогда: и в сети, и на улицах всё чаще можно встретить наряды с элементами традиционного славянского стиля, дизайнеры «переосмысливают» кокошники, а в интерьерах все чаще используют национальные мотивы. В павильон «Сделано нами» на выставке «Россия» сотни людей ежедневно приходят познакомиться с достижениями российской промышленности. А на лекциях Министерства промышленности и торговли РФ, посвященных народным художественным промыслам, почти не было свободных мест: узнать историю развития русского стиля, возникновения гжели, секреты Жостовской мануфактуры в преддверии Нового года пришли не только юные ремесленники, но и интересующиеся модными трендами гости ВДНХ.


Фото: проект «Антихрупкость»

Уральский проект «Антихрупкость» демонстрирует, как можно одновременно сохранить локальную идентичность и переосмыслить народные художественные промыслы. На базе завода «Фарфор Сысерти» в 2023 году организаторы проекта создали экспериментальную лабораторию, где собрали дизайнеров, маркетологов, художников, керамистов для того, чтобы разработать и выпустить новые уникальные изделия из фарфора. В итоге было получено более 300 заявок от авторов и создано более 100 новых изделий. Некоторые были запущены в производство на заводе «Фарфор Сысерти» и раскуплены.

keramika.webp
Это интересно
Первые керамические плитки-изразцы начали делать на Руси еще в X веке