Премия Рунета-2020
Кемерово
+24°
Boom metrics
Общество13 июля 2015 9:15

В Кемерове датчане говорили по-русски, а немцы пели о привидениях

Артисты из 10 стран мира выступили в концертном зале КемГУ

Фото: Константин НАГОВИЦЫН

11 июля гастролирующий по стране фестиваль «МузЭнергоТур» добрался и до кузбасской столицы – сделать небольшую передышку перед масштабным концертом в Новосибирске.

Уникальное по своему формату мероприятие – музыканты со всего мира путешествуют по стране на автобусе – «накрывает» Россию уже третий год подряд: стартует в начале лета в подмосковной Дубне и отправляется по городам и весям. Самый первый музыкальный «марш-бросок» в 2013 году был относительно коротким: фестиваль продлился месяц, а артисты доехали только до Тывы. В 2014 году после 40 дней путешествия музыканты отыграли финальный концерт уже в Улан-Удэ. В этом году «МузЭнергоТур» продлится с 12 июня по 30 августа и завершится во Владивостоке. За 2,5 месяца начинающие и уже снискавшие мировую славу артисты выступят на самых разных площадках: от огромных филармонических залов до авангардных клубов и сцен под открытым небом. Автобус с гастролерами сделает остановки как в больших городах, так и в маленьких населенных пунктах, для которых не то что концерт – живой иностранец уже большая редкость.

Французский гитарист Ален Блесин – единственный участник всех трех туров, проехавший с музыкальным автобусом с первого и до последнего гастрольного дня.

Французский гитарист Ален Блесин – единственный участник всех трех туров, проехавший с музыкальным автобусом с первого и до последнего гастрольного дня.

Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Впрочем, выступления участников «МузЭнергоТура» сложно назвать концертом в привычном понимании этого слова: здесь практически нет постановочных номеров или четко обозначенного количества выступающих. На сцену во время одного номера могут выйти и два человека, и десять – подыграть коллегам, с которыми за месяц странствий в автобусе находишь не просто общий язык, но и общее звучание. Любой концерт построен, прежде всего, на импровизации: можно не сомневаться, что жители Уфы, Екатеринбурга или Кемерова слышали разные выступления одних и тех же музыкантов, которым совершенно не интересно каждый раз делать на сцене одно и то же. И на коллаборации – неожиданном объединении артистов, раньше никогда вместе не выступавших. Так, швейцарский кларнетист Саймон Вирш вышел на сцену вместе с питерским гусляром Максимом Анухиным: швейцарская классика, помноженная на русские фольклорные традиции, дала неожиданный результат – у музыкантов получилась прекрасная, медитативно-мелодичная индийская рага.

Саймон Вирш и Максим Анухин познакомились в фестивальном автобусе и теперь с удовольствием создают музыку вместе.

Саймон Вирш и Максим Анухин познакомились в фестивальном автобусе и теперь с удовольствием создают музыку вместе.

Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Молодой контрабасист совершенно необузданной датской команды Bangin’ Bülows Nice Jazz Quartet Адриан Кристенсен подыграл прославленному гитаристу, мэтру французской джазовой сцены Алену Блесину. А кемеровский экспериментатор Александр Маркварт и базирующееся в Амстердаме джаз-трио Cactus Truck устроили настоящий музыкальный взрыв. «Это наш новый друг Саша, – представил кемеровского музыканта зрителям саксофонист Джон Дайкман. – Мы никогда не играли вместе, но, надеемся, вам понравится». «Точно знаю одно – будет громко», – предупредил Маркварт. Но даже это предупреждение не помогло: от неожиданного грохота, обрушившегося на зал (каждый из четырех музыкантов начал исполнять свою партию на максимальной громкости), зрители – все как один – подпрыгнули в креслах. Кое-кто ушел, не выдержав силы эксперимента. Оставшиеся же были вознаграждены множеством удивительных музыкальных открытий.

Швейцарско-немецкая команда Shady Midnight Orchestra рассказала несколько трогательных историй про привидений из недавно вышедшего альбома Ghostology. Из пары композиций музыканты выстроили настоящее театрализованное представление, в котором русский язык перемешался с английским, а гитарные рифы – с игрой на стеклянных бокалах с водой.

Солистка Shady Midnight Orchestra Марена Витчер покорила роскошным вокалом, огромными накладными ресницами и безусловной любовью к зрителям – для каждой песни был подготовлен краткий перевод на русский язык.

Солистка Shady Midnight Orchestra Марена Витчер покорила роскошным вокалом, огромными накладными ресницами и безусловной любовью к зрителям – для каждой песни был подготовлен краткий перевод на русский язык.

Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Казалось бы, «страньше», цитируя кэрролловскую Алису, уже и быть не может, но тут на сцену выходят датские хулиганы Bangin’ Bülows Nice Jazz Quartet: спортивная одежда, кроссовки, короткие стрижки. И начинают вспоминать, чему научились за месяц поездок по России: «Ну че, как сам?», «Нормуль». Кажется, еще немного – и музыканты начнут читать брутальный рэп маргинальных окраин своего родного Орхуса (если в респектабельной Дании такие окраины вообще имеются). Но парни ломают все шаблоны и выдают исключительный джаз – свежий, яркий, настоящий. И играют его 20-летние музыканты с задорным настроем панк-рокеров. Поэтому уже не удивляешься, узнав, что в прошлом году они получили главную национальную премию Danish Music Awards в номинации «Лучший новый джазовый артист года», а потом бросили вызов всем нормам и правилам, рванув с гастрольным туром в … Гвинейскую республику (Западная Африка). Потому что интересно.

«Ну че, как сам?» «Нормуль» – этими словами, запомнившимися им за месяц странствий по стране, датчане сразили зрительный зал наповал.

«Ну че, как сам?» «Нормуль» – этими словами, запомнившимися им за месяц странствий по стране, датчане сразили зрительный зал наповал.

Фото: Константин НАГОВИЦЫН

Удивили знанием языка и швейцарцы из электронно-аккустического дуэта Qoniak: клавишник Венсан Мембре пусть и по бумажке, но почти на безупречном русском общается со зрителями и рассказывает о том, что их дуэт играет «безумную музыку». «Безумным», по версии швейцарцев, оказывается очень гармоничное – хоть и не менее громкое, чем у Cactus Truck – сочетание компьютерной музыки и акустических барабанов.

... Впереди у музыкантов еще более 40 российских городов. Каждый из них откроет артистам нового зрителя, а зрителям – новую музыку. Которую, оказывается, можно складывать как пазл – из непохожих стилей и разных настроений – здесь и сейчас. И именно эта сиюминутность делает ее абсолютно честной. И музыка остается, даже когда музыканты уезжают. А зрителям хочется верить, что и в следующем году автобус с разношерстной талантливой командой снова проедет через их город.

«В 2015-м мы едем до Владивостока. Точно так же не понимая толком, что именно и как именно будет происходить. Но это и не так важно: у нас есть автобус, а у вас есть уши. Разберемся» – эти слова организаторов фестиваля лучше всего характеризуют его настро

«В 2015-м мы едем до Владивостока. Точно так же не понимая толком, что именно и как именно будет происходить. Но это и не так важно: у нас есть автобус, а у вас есть уши. Разберемся» – эти слова организаторов фестиваля лучше всего характеризуют его настро

Фото: Константин НАГОВИЦЫН