2018-04-19T08:54:29+03:00

Водитель кемеровского троллейбуса: «У нас две дороги, одна снизу, другая – сверху»

Чем живут и как работают водители и сотрудники троллейбусного депо
Кирилл ЧАЩИН
Валерий Садырев 48 лет сидит за баранкой троллейбуса. Последние годы он обучает будущих водителейВалерий Садырев 48 лет сидит за баранкой троллейбуса. Последние годы он обучает будущих водителейФото: Кирилл ЧАЩИН
Изменить размер текста:

В конце прошлой недели в России отмечали день рождения одного из самых экологически чистых видов транспорта - троллейбуса. В Кемерове «рогатый» появился в 1970 году. С этого времени троллейбусная сеть росла и развивалась, и сегодня, несмотря на кризис, самый доступный электротранспорт продолжает перевозить пассажиров. Корреспондент «Комсомолки» заглянул в депо и даже взял урок вождения у аса троллейбусного дела.

Тянуть за рога

Одним из первых троллейбусов, которые выехали на кемеровские улицы 25 сентября 1970 года, управлял Валерий Садырев, ныне ветеран троллейбусного депо. Он и сейчас выходит в рейс, если вдруг кто-то из водителей не сможет. Но в основном Валерий Макеевич занимается воспитанием подрастающего поколения водителей. Я застал его как раз в тот момент, когда он отрабатывал вождение с молодой хрупкой девушкой Верой. Первые месяцы новички нарезают круги вокруг троллейбусного депо: учатся маневрировать, привыкают к машине.

Обучение нового водителя длится полгода Фото: Кирилл ЧАЩИН

Обучение нового водителя длится полгодаФото: Кирилл ЧАЩИН

- Хочешь сам попробовать поработать? Поймешь, как это, - вдруг говорит мне Валерий Макеевич.

Я, конечно, соглашаюсь. Первый мой урок заключался в том, чтобы снять «рога» троллейбуса с контактной сети. Для этого нужно как следует схватиться обеими руками за веревки, а затем, притянув вниз, медленно (у меня только так) вести к машине. Чтобы опустить штанги, я прилагаю заметное усилие. А как же с этим каждый день справляются женщины-водители? Чтобы вернуть «рога» на место, нужно куда больше сноровки. Я потратил приличное время, чтобы попасть токоприемником в сеть. На реальной дороге в это время мимо угрожающе проносились бы автомобили, а из салона недовольно глядели опаздывающие пассажиры.

Валерий Садырев: без зеркал я ничего не увижу Фото: Кирилл ЧАЩИН

Валерий Садырев: без зеркал я ничего не увижуФото: Кирилл ЧАЩИН

Сажусь в кресло водителя. Из знакомого только руль и две педали, разделенные колонкой. Все остальное, как на космической станции, - масса рычажков, переключателей и кнопок. Чтобы я мог поехать, мой наставник сначала переключает несколько рычагов и внушительный рубильник за моей спиной.

- А это низковольтная цепь управления, компрессор, зуммер, это насос, который рулевым управляет, - продолжает Валерий Макеевич. Я только успеваю крутить головой. - Ноги на педаль, повыше. Правая педаль - пусковая, левая - тормозная. Снимай с ручника.

Управление троллейбусом – дело непростое Фото: Кирилл ЧАЩИН

Управление троллейбусом – дело непростоеФото: Кирилл ЧАЩИН

Жму на пусковую педаль, но ничего не происходит. Еще одну ручку не повернули! В этот момент я думаю, что угнать троллейбус неопытному человеку практически невозможно… Наконец-то трогаюсь. По прямой вполне неплохо получается. Но уже первый поворот становится для меня испытанием. Повернув руль на 180 градусов, я жду того же от колес, как на легковой машине. Но нет - надо делать еще несколько оборотов.

- Держи колею. Вон наша сеть, вон наша штанга в зеркале идет, - показывает мой инструктор наверх. - У водителей троллейбуса две дороги: одна снизу, другая - сверху.

Чтобы свернуть на «верхней дороге», нужно снизить скорость примерно до пяти километров в час и на перепутье (назовем это так) переключить направление, нажав на пусковую педаль. А затем уже рулить.

Водителей троллейбусов готовит само депо. Обучение занимает полгода. Знание правил дорожного движение ученики сдают инспекторам ГИБДД, а вождение - комиссии дорожного предприятия.

Медаль финалиста всесоюзного конкурса водителей троллейбуса Фото: Кирилл ЧАЩИН

Медаль финалиста всесоюзного конкурса водителей троллейбусаФото: Кирилл ЧАЩИН

- Каждый день выезжаешь на линию в ожидании чего-то чрезвычайного, но мы к этому готовим, - говорит о работе водителя Валерий Садырев. - В потоке идешь, пассажиры, светофоры, пешеходы. Плюс масса, габариты, контактная сеть. Сплошная работа с зеркалами. Стоит их убрать и все - я практически ничего не вижу. Еще надо читать дорогу.

Девушка Вера, которая сидела в кресле водителя троллейбуса передо мной, проходит обучение два месяца. Хотя у нее уже есть права категории «Б», вождение общественного транспорта она считает дело непростым и ответственным.

– Троллейбусом управлять сложно. Нужно много навыков. Нужно знать технику безопасности, знать из чего состоит троллейбус, чтобы понять, что за поломка произошла, – отмечает Вера Мичугова.

Вера Мичугова: водитель должен знать из чего состоит троллейбус, чтобы в случае чего понять, в чем неисправность Фото: Кирилл ЧАЩИН

Вера Мичугова: водитель должен знать из чего состоит троллейбус, чтобы в случае чего понять, в чем неисправностьФото: Кирилл ЧАЩИН

Бойцы невидимого фронта

- Чтобы троллейбус двигался, нужна инфраструктура. Это не только троллейбусное депо. Это и подстанция, энергохозяйство. Это целая система людей, которых вроде бы не видно, - говорит заместитель генерального директора КЭТК по троллейбусным перевозкам Евгений Большанин.

В будний день на линии работает 60 троллейбусов. В конце дня каждая машина проходит мойку, затем рабочие убирают салон. Слесари осматривают рулевое управление, проверяют исправность тормозов и освещения. Ночью «рогатые» проходят обслуживание и ремонт. Днем в цехах продолжается уже более серьезные работы, в том числе специалисты практически заново выстраивают машины, меняя обшивку салона и кабины. Дело в том, что 50 машин уже выработали срок эксплуатации в 10 лет. Чтобы поддерживать троллейбусы на ходу в исправном состоянии, работают около трех десятков человек.

Каждый вечер машины проходят технический осмотр и обслуживание Фото: Кирилл ЧАЩИН

Каждый вечер машины проходят технический осмотр и обслуживаниеФото: Кирилл ЧАЩИН

За движением машин на линии следят диспетчеры. Они также принимают звонки от пассажиров, кто-то может пожаловаться, кто-то и поблагодарить водителей и кондукторов. А еще звонят те, кто забыл в салоне документы или вещи и хочет знать, как их вернуть. Самая сложная задача диспетчера - регулировать поток движения в часы пик. Ему нужно сделать так, чтобы троллейбусы шли на маршруте с определенными интервалами.

Еще в полку троллейбусной армии работают медики, служба безопасности, снегоочистительная техника, люди, которые следят за дорожной ситуацией и контролируют водителей.

Каждый день около трех десятков человек трудятся в депо Фото: Кирилл ЧАЩИН

Каждый день около трех десятков человек трудятся в депоФото: Кирилл ЧАЩИН

Опасное дело

Пожалуй, самая морально тяжелая работа на транспортном предприятии - это работа кондуктора. Галина Махмутова почти два года обилечивает пассажиров и говорит, что здесь без железных нервов никак.

В большинстве своем кемеровские пассажиры - это порядочные и добрые люди. Однако бывают и исключения. Немало тех, кто так и норовит проехать «зайцем», а некоторые при этом еще и скандалят. С появлением транспортных карт «зайцы» стали использовать такую уловку: они настырно утверждают, что деньги на счету есть, просто у вас что-то не так. А еще есть такие, кто с утра требует сдачу с тысячи и так далее. Но порой с кондукторами происходят и совсем криминальные истории. Об одной такой, но с хорошим концом, нам рассказала Галина Махмутова.

- Ехала зимой вечером. В салоне сидело несколько женщин и один мужчина. Водителем была женщина. В салон зашли два наркомана и бросили деньги на пол. Стали заставлять меня подобрать. Я говорю: нет, не буду. Короче, у них не хватало на два билета. Потом я поняла, что это они специально. Мы последний круг делали. Я была с деньгами, с полной выручкой. Ехал с нами мужчина высокий, молодой, крепенький. Он всю картину-то понял. Потом в салон заходит третий непонятный тип, в спортивном костюме на голое тело. Они ему: «Братан!». И снова заставляют поднимать мелочь и наступают на меня. Водитель выскочила из кабины. Но мы две женщины. Что мы сделаем? Но тут это парень встает: «Ну-ка, отстаньте от кондуктора». Они стали огрызаться. Он схватил двух и выкинул в сугроб. Третий сам выскочил. Он часто ездит на этом троллейбусе. И когда я его встречаю, всегда благодарю за тот поступок.

Троллейбус находится на капитальном ремонте. Рабочие уже заменили гнилую обшивку новыми листами Фото: Кирилл ЧАЩИН

Троллейбус находится на капитальном ремонте. Рабочие уже заменили гнилую обшивку новыми листамиФото: Кирилл ЧАЩИН

Справка «КП»

История кемеровского троллейбуса началась 25 сентября 1970 года на площади Советов. В этот день был дан старт двум маршрутам №1 и №2. В троллейбусном депо было 45 троллейбусов, а всего оно было рассчитано на 50 машин.

Сегодня в Кемерове общая протяженность троллейбусных маршрутов составляет более 200 километров. Маршрутов сегодня девять. В будни на линию ежедневно выходят около 60 троллейбусов. Каждый день они перевозят около 40 тысяч человек. Это составляет более 20% пассажиров общедоступного транспорта.

С 2005 по 2011 год силами АО «КЭТК» построено 26 км контактных сетей троллейбуса, установлено более 240 новых опор контактной сети и уличного освещения. Появились новые троллейбусные маршруты №12 и №15.

Понравился материал?

Подпишитесь на ежедневную рассылку, чтобы не пропустить интересные материалы:

 
Читайте также