Сравним: Александр Пушкин и Александр Дюма.
Сегодня, 10 февраля, 186 лет со дня смерти великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина.
И Россия в поколениях хранит память и в памяти: Пушкин защищал честь жены и семьи от искусно вброшенной в общество сплетни-травли, и вызвал на дуэль самого интригана, ловеласа и распространителя слуха Дантеса и на вторые сутки от дуэльной раны смертельной скончался. И последнее, что сказал Пушкин тогда, умирая, и что было за ним с горем и болью записано: «Кончена жизнь».
Но пронеслись почти два века.
И... несколько лет назад в интернет-сети, в мировой «библиотеке», появилось вдруг продолжение – ...а представляете, жизнь-то поэта не была в 1837-м закончена, он после дуэли с Дантесом... выжил и исчез, воскрес в чужой стране, стал жить под чужой фамилией... И при таком повороте-воскрешении... – Голливуд отдыхает... И впервые это зазвучало за океаном. Потом пошло все шире, и версия была сначала осторожной «Пушкин – это Дюма?» А затем «море» копиистов за несколько лет раскачки мирового читателя стало всё чаще терять и терять вопрос в заголовках... И так жизнь загнала, уже посмертно, снова Пушкина в западню...
Одно из важных свидетельств 1837 года - рисунок карандашом, в ночь прощания. Автор А. Мокрицкий - Пушкин на смертном одре...
- Да мир сошел с ума! Да как это Пушкин – вдруг Дюма? Ведь всё задокументировано! – не заметив, что в возмущении рифмует, сказала мне старая библиотекарша.
- Просто чушь! – поморщилась подруга с филфака.
А последней каплей стал рассказ репетитора:
- Позвонила мне семья из Франции, муж – француз, она – кузбасская, я с нею французским занимаюсь, а ему, когда он ее не может понять, с русского перевожу. И позвонили они – в разгар их домашнего спора. И француз кричал в трубку: «Пушкин – Дюма! У нас! Во Франции! Все! Это! Знают!» Мол, раненого Пушкина после дуэли тайно во Францию увезли, где он и прожил до старости, до 71 года, но больше стихов не писал, а писал романы под псевдонимом Дюма – «Три мушкетера», «Граф Монте-Кристо»... Так кто теперь в новом мире и времени прав?
И так назрела экспертиза фактов и фигуры, и черт лица Пушкина...
Выжить после. Зачем?
И представлю. Наш эксперт - Владимир Сухаревский, подполковник в отставке (в прошлом — старший эксперт-криминалист ГУВД Кемерова с 20-летним стажем, преподаватель кемеровского филиала омской академии МВД, старший преподаватель кафедры уголовного права и процесса кемеровского института (филиала) РЭУ им. Плеханова). И он – человек по-советски и навсегда книжный. А еще известен всей России тем, что в 1978-м разработал методику субъективного портрета - со слов жертв рисовал, воссоздавал облик преступника. И настолько точно, близко к фото в паспорте (лучше, чем фоторобот), что пойманные удивлялись, спрашивали, увидев портрет: «И когда это я позировал?». И Сухаревским было создано больше 1100 таких уникальных портретов, по которым искали и находили преступников...
И я приехала к нему – в том числе от имени двух гениев, имена которых Сеть трясёт и трясёт, соединяя в одно..., классика русской литературы Пушкина и классика французской литературы Дюма. И с «вопросом дня»: интернет не раз уже заявлял, что у Пушкина и Дюма – лицо одно и бесспорно...
И эксперт Сухаревский, разложив портреты и фото (постаревший Дюма уж застал начало эпохи, когда в мир пришла фотография), принялся за задачу.
В руках у Сухаревского - слева направо - сын Пушкина (фото), сам Александр Сергеевич (портрет) и Александр Дюма (фото). Точка поставлена - Пушкин - не Дюма. Фото: Лариса МАКСИМЕНКО.
И мой, фоном, пересказ из Сети – как та ведет линию о воскрешении Пушкина – Сухаревского ничуть не удивлял. Да чего он только не слышал за годы работы, выезжая на места преступлений, да какие только хитроумные преступные сети с коллегами не распутывал...
И пока криминалист Сухаревский сверял носы..., чертил ребром ладони линию осанки или глаз..., я с неловкостью за Сеть продолжала. Интернет-версия же её такова: Пушкин, молодым, хотел съездить во Францию и, живя в Бессарабии, написал несколько романов на французском - под именем Дюма, чтобы продать французским издателям и на это тайно съездить во Францию под фамилией Дюма; а почему под ней, так прослышал про французского генерала Дюма, у которого мать была темнокожей, а Пушкин и сам с африканскими корнями, и вот он и выдал, типа, себя за сына того французского генерала. А как то французское путешествие в молодости удалось, то и..., продолжает гнуть свое, и уверенней, Сеть, и прошли годы..., и зимой 1837-го Пушкина ранили на дуэли, и фамилия Дюма пригодилась, и под ней Пушкина и вывезли за границу… Но зачем? По сценарию Сети, поэта ждала долговая тюрьма, а поворот – дуэль, инсценировка смерти, побег – помог... Ведь долги в связи со смертью списали, ведь семья получила пожизненное пособие...
Ни процента!
Поясню, вердикт, мог ли Пушкин стать тайно Дюма и стариться уже во французской славе под этой фамилией, криминалист Сухаревский вынес в первую же встречу. Сразу.
И вторая, «контрольная», с деталями, дополнениями — вывода его не изменила.
И Сухаревский начал с рисунка – с сидящего молодого Дюма. И с вопроса – виден ли в нем его современник и сверстник почти что Пушкин:
- Есть психологический тип людей, ходящих с запрокинутой головой, со взглядом сверху вниз. К нему относится Дюма. И это не мания величия и не приобретенное с возрастом и положением, а это заложено в генах. Прямо по вузовскому учебнику Зинина «Криминалистическая идентификация человека по признакам внешности»... – поясняет Сухаревский. - И, смотрите на рисунок, в молодости, и на фотографиях в возрасте – на всех Дюма точно так назад отклонен. То есть осевая линия фигуры Дюма близка к условной вертикали, но слегка отклонена назад. Это осанка с названием «внушительная». У такого типа осанки – всегда такой взгляд и плотное телосложение. И Дюма – да, достаточно грузный...
А осанка у Пушкина, - Сухаревский выбирает портреты поэта, - ...четко по вертикали, и голова его в обычном положении. Это осанка прямая, «благородная». Человек такого типа худощавый, поджарый. Таким мы и знаем все годы, до смерти, Пушкина... И если бы он выжил после дуэли, то фигура и лицо его состарились бы по типу актера Ланового...
- Точнее, он бы старился бы как сын – Александр Александрович Пушкин?
- Да, - и эксперт берет фотографии начала XX века сухого благородного старца, старшего сына Пушкина. И это тоже козырь, который нельзя не учесть. Мы же, дети, повторяем в роду фамильное, главное – носы, глаза, конституцию... А про старшего сына Пушкина еще современники писали, что он в молодости – был копия отца. А век XIX и начало XX, к тому же, не меняли традиции питания россиян. А ранение Пушкина в живот на дуэли, случись чудо и выживи он, оставило бы его на всю жизнь на строгой диете и тоже не дало бы набирать лишние килограммы...
По убеждению Сухаревского, если бы Пушкин выжил бы после дуэли и дожил бы до старости, то он был бы фигурой, лицом очень похож на сына. На фото - сын поэта - Александр Александрович Пушкин.
И эксперт продолжил. У Дюма - ромбовидная конфигурация лица. У Пушкина – треугольная. У Пушкина и сына – носы одинаковые, большие, длинные, не с горбинкой, но с небольшим выступом и ниже с прогибом. А у Дюма – нос прямой, длины средней.
А еще у Пушкина – лобные бугры и надбровные дуги большие. У Дюма – малые.
У Пушкина уже на лбу морщины. А у пожилого Дюма – нет.
У Пушкина контур линии роста волос извилистый, у него височные залысины, волосы мягкие, средней густоты, с завитками. У Дюма – контур линии роста волос другой – дугообразный, волосы жесткие, густые, пышные, волнистые...
И Пушкин даже смуглее, чем Дюма.
А у Дюма родинка с горошину над верхней губой, и он ее прятал усами.
И можно было бы уйти вообще в формулы, изучая признаки внешности, рассуждая о портретном сходстве-различии, сопоставляя дальше...
- Но это - ни к чему... – итожит эксперт-криминалист Владимир Сухаревский. - Вы просите дать оценку, есть ли в каждом из представляемых образцов единственная и неповторимая совокупность, чтобы идентификацию осуществить... Отвечаю. Что сразу бросается в глаза при сопоставлении. Общие признаки не соответствуют, не совпадают. Форма головы и осанка сразу дали нам отрицательный результат... А должны совпасть и общие, и частные признаки. Но раз уже общие, главные признаки не соответствуют, то остальное сопоставлять – теряет смысл. Это разные люди – Пушкин и Дюма. Аб-со-лют-но!
Отличается буквально все - осанка, строение черепа и особенно волосы, носы... Фото: Лариса МАКСИМЕНКО.
О грязи XXI века
Я долго думала, что в бред-интернет-версии о выжившем-де Пушкине, тайно дожившем свой век во Франции, что-то еще не так. На поверхности – знаменитый русский стал знаменитым французом и вон сколько еще написал... Но ... во Франции он стал как бы известнее, но для этого – кинул жену с детьми, Россию, стихи, читателей, сбежал, нет-нет, уже не герой...
«Версия «Пушкин – это Дюма» - фантастическая, выдуманная и идеологическая одновременно. То есть у таких версий всегда есть идеологическая подоплека. Если появляется возможность опорочить русских, а русских не любят, то ею пользуются... И это один из примеров, - окончательно ставит всё на свои места Людмила Ходанен, ученый с российским и мировым именем, доктор филологических наук, кемеровский профессор. - ...А Пушкин за границей никогда не был, хотя и хотел. И чтобы Пушкин из Бессарабии в 1823-м съездил бы во Францию даже тайно - исключено. Он был на юге под наблюдением, потом - в ссылке в Михайловском. Незаметно на время исчезнуть, куда-то съездить, тем более за границу, было невозможно...
И чтобы в 1837-м раненый на дуэли Пушкин бы не умер... - исключено. Потому что Жуковский неотлучно был с ним, до самой смерти. А Жуковскому надо верить, он его душеприказчик... Да, гроб с телом Пушкина был вывезен с жандармами, да, ночью (из Петербурга в Псковскую губернию, на «пушкинский» участок на кладбище. – Авт.). Но не ради какой-то тайны или побега. Очень много людей пришло проститься с Пушкиным... И осталось море воспоминаний тому, и есть рисунок – Пушкин в гробу. И многие очень любили Пушкина, очень, они пришли с ним проститься...
И есть летопись жизни, творчества Пушкина, где расписаны, по свидетельствам, да и в том числе по доносам, не только его годы и месяцы, а даже дни.
Так что версия, про побег из страны и что Пушкин стал Дюма, - выдумка. Она, повторюсь, работает вот на что. Мы гордимся русской семьей, русской литературой... Сейчас возникают многочисленные версии, касающиеся наших классиков. Все эти версии - чтобы замарать великих русских писателей. Или заявить, что они – не наши».
1. Могли Пушкина «заказать»? Эксперт-криминалист Сухаревский считает, что, возможно, это и было заказное убийство Пушкина в условиях правившей реакции после восстания декабристов, и что следствием, на его взгляд, было после дуэли в то время сделано не всё. А филолог, профессор Ходанен считает: «Маловероятно, нет, это было не заказное убийство».
2. Грозил ли Пушкину эшафот за дуэль? Дуэли были запрещены. Дантеса военный суд приговорил к смертной казни. Но уже действовали изменения в Своде законов, и наказать так было нельзя. И иностранца Дантеса в итоге выслали из России, разжаловав из офицеров. «А Пушкина, если бы выжил, за дуэль наказали бы как? Лишили бы дворянства?» - «Пушкин не был военным, никогда. За дуэли лишали офицерского чина. Дворянства — не лишали, а могли выслать в свое имение. Да, Пушкину, если бы выжил, ссылка должна была бы быть…» — предполагает Ходанен.
3. А мог он бежать из России из-за долгов? «Нет, — потому что, говорит Ходанен, ...не такие сумасшедшие были у Пушкина долги, чтобы бежать во Францию. Проигравшись, он приезжал домой, и они с женой решали и закладывали столовое серебро...»
4. Мог уехать тайно за границу, бросив навсегда семью? «Нет. Пушкин ради чести семьи, не снеся оскорбления, сплетен, пошел на дуэль. Пушкин был благороден, Пушкин был порядочен, в этом никто не сомневается. И то, что он любил жену, любил своих детей, об этом говорят и последние дни его жизни, и поведение его жены, которая вдовствовала и уехала в Михайловское жить с четырьмя детьми, и когда она вышла замуж через четыре года после смерти Пушкина, она вышла замуж не по любви, а потому что нужно было поднимать детей, просто напросто», — продолжает наш эксперт Ходанен.
5. Что Пушкин не успел сделать еще для России? «У него есть, осталось очень много набросков. В лирике. И неоконченные стихотворения… И есть очень много набросков романов — роман из римской жизни, роман в письмах… И архив его очень-очень большой, — говорит Людмила Ходанен. - И эти замыслы — их целый веер… И среди них явно выделяется его интерес к русской истории, к европейской истории… Интерес к европейской истории сказался так же в появлении у Пушкина статей, очень интересных… И в драматургии — он только четыре «Маленькие трагедии» написал и имел замыслы еще, и драма «Русалка» осталась незаконченной, видно, что не последняя сцена…
И еще один аспект, оставшийся не до конца реализованным. Пушкин мечтал иметь свой журнал, «Современник». И три номера сам готовил. Он хотел, чтобы этот журнал был для русских авторов — русским читателям. Это была большая работа. Потом журнал, уже после Пушкина, был подхвачен…
И о друзьях, недругах. Для Пушкина литературная полемика — это была не просто такая литературная игра, он хотел создать вокруг себя своих единомышленников. Это была его мечта. И журнал этот должен был объединить. Мы говорим: «Поэзия пушкинской поры». Но это не просто поэты, которые писали, используя то, что открыл Пушкин — краткость поэтической формы, наши, близкие русскому языку размеры, темы, которые были очень характерны...Но это еще желание с ними вместе вести русскую литературу дальше... С чего Пушкин начинает в этом отношении… это «Станционный смотритель» — предтеча натуральной школы 1840 годов… Хотя при этом Пушкин оказался, конечно, в одиночестве. Очень мало еще было людей, которые соответствовали вот этим требованиям Пушкина — русская национальная литература, наша словесность... Это то, что он бы успел еще сделать».
О русской душе - не спрятать, не забыть...
Но допустим - в последний раз, несмотря на то, что наши эксперты разбили интернет-версию о выжившем Пушкине и что в эмиграции ему пришлось выживать литературным трудом под чужим именем… Представим, как бы он во Франции писал...
Ведь русская, пушкинская поэтическая душа прорывалась бы и чувствовалась бы в его строках всенепременно.
Вот, к примеру, описание русской дороги в самом известном стихотворении Пушкина 1826 года, написанном в родной России:
«Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска...»
А вот – о тех же русских дорогах – в романе Дюма 1840 года «Учитель фехтования». (Романе о декабристах, который, кстати, в интернет-версии «Пушкин – Дюма?» считается одной из главных «подсказок» от самого-де «Пушкина – Дюма», что он все-таки уцелевший Александр Сергеевич, потому что только он один, Пушкин, друг декабристов, после - во Франции мог вот так здорово знать историю декабрьского восстания в России и о нем написать... Чему профессор Людмила Ходанен здорово удивляется: «А как же, к примеру, декабрист Чернышов, который эмигрировал во Францию?! И есть же еще много известных источников!»)
Но вернемся к русским ухабам, к герою, который в «Учителе фехтования», у настоящего писателя Дюма, по русской дороге едет: «...мне оставалось до Петербурга не более ста семидесяти верст. Бесполезно говорить о том, что во всю эту ночь я не сомкнул глаз: я катался по повозке, как орех в скорлупе. Много раз я пытался уцепиться за деревянную скамейку, ... жалея в душе несчастных русских курьеров, которым приходится делать тысячи верст в этих ужасных повозках... Дальше мы поскакали галопом, и меня еще больше бросало и швыряло во все стороны. Ямщик на облучке тянул какую-то заунывную песню, слов которой я не понимал, но грустный мотив ее как нельзя лучше соответствовал моему печальному положению...»
Прочитали Дюма? Согласитесь, НИ ОДНОЙ нам родной с детства пушкинской нотки!