Премия Рунета-2020
Кемерово
-27°
Boom metrics
Общество10 октября 2023 11:20

Золото БАМа: как кузбассовец забил на БАМе «золотой» гвоздь и была запущена магистраль века

39 лет назад парень из Кузбасса вбил последний гвоздь в рельсы и по Байкало-Амурской магистрали пустили движение поездов
Время БАМа. Знаменитый бригадир Александр Бондарь. Фото - Архив "КП".

Время БАМа. Знаменитый бригадир Александр Бондарь. Фото - Архив "КП".

…Игорь Вейкум из Новокузнецка всю жизнь помнил великую важность момента, когда 1 октября 1984-го держал в руке последний гвоздь БАМа - легендарной советской стройки.

На языке железнодорожников, то был не гвоздь, а костыль. Длиной порядка 150 мм со шляпкой 16 мм. С назначением соединить последние рельсы БАМа.

А почему Вейкуму с Кузнецкого металлургического комбината тогда выпала честь забить этот гвоздь и открыть железную дорогу?! Потому что все рельсы для Байкало-Амурской магистрали были сделаны на КМК. К тому же на КМК придумали для БАМа особый состав рельсов.

И про железную дорогу длиной 4 287 км, что в СССР пробила тайгу, скальник, вечную мерзлоту и дрожь земли, можно сказать: эта дорога великая, но и «наша», кузбасская.

Гвоздь вошел сразу. Хорошая примета!

В последней трети XX века про БАМ знали в каждом советском доме. Но для подросших читателей поясню. В XIX веке ученые выдали вердикт: технически невозможно построить когда-либо железную дорогу, чтобы соединить природные богатства Якутии с портами Дальнего Востока и помочь освоить север и восток России. Но XX век начал ее понемногу строить - в 1930-х, в 1950-х... А в 1974-м БАМ объявили «стройкой века».

Прокладывать «железку» через треть материка было трудно. Природа бешено сопротивлялась. При проходке тоннеля «бамовцы» продвигались порой лишь на 12 см в сутки. Но «бамовцы» шли... И труд и подвиг сделали БАМ незабываемым в истории.

- БАМ – часть и моей жизни тоже, - говорит 65-летний Юрий Сюсюкин, в те годы молодежный, комсомольский вожак КМК, и с гордостью рассказывает о десятилетнем рабочем союзе БАМа и КМК.

- А когда «стройка века» подходила к концу. Как готовился тот последний, тот «золотой» стык?

- В начале сентября 1984-го к нам на КМК приехали с БАМа уже за исторической партией груза. Это рельсы, 120 тонн. Их загрузили на платформы, сверху положили четыре рельса, покрашенных золотистой (бронзовой. – Авт.) краской. За ними приехал бамовский бригадир Бондарь. А как груз мы отправили и Бондаря поехали в аэропорт провожать. И была задержка рейса, и мы по леску гуляли. И он вдруг сам себе удивился, вспомнил: «У меня же день рожденья, сегодня». Два дня на КМК с нами был, а в голове только БАМ, работа. И мы, у кого что в карманах нашлось, подарков ему надарили, ножички, часы...

А 29 сентября 1984-го бригада Александра Бондаря с запада и бригада Ивана Варшавского с востока, сделав крюк из-за обвала, встретились у разъезда Балбухта и сомкнули две «ветки» БАМа.

Памятный знак у разъезда Балбухта, где произошла реальная стыковка восточной и западной части БАМа. Фото - Музей истории БАМа, г. Тында.

Памятный знак у разъезда Балбухта, где произошла реальная стыковка восточной и западной части БАМа. Фото - Музей истории БАМа, г. Тында.

Но торжество с «золотым» стыком решили провести не там. А неподалеку, на станции Куанда, и 1 октября 1984-го, и убрать уже лежавшие на месте рельсы и вставить вместо них «золотые».

И как рассказывал мне, было, Игорь Вейкум (его уже нет), «...мы приехали первым поездом, пущенным по БАМу, с почетными гостями и артистами. «Золотое» звено вложили. Чтобы соединить рельсы, забили несколько костылей (гвоздей). Последний был «золотым». Его доверили вбить двум «бамовцам» и мне. Важно было забить «золотой» с первого раза. Мы, все трое, ударили по «золотому» гвоздю по разу и вогнали его точно в цель. И в душе был восторг. Победа!».

А почему было важно забить «золотой» гвоздь с первого удара? Это примета железнодорожная, она означает дороге успех и удачу. У моряков есть примета похожая, только там при спуске нового судна на воду принято бутылку шампанского о борт разбивать, и если разобьется сразу – то к удаче и к отличному прогнозу на будущее.

...А как забили «золотой» бамовский гвоздь, и пошло дальше греметь торжество, и запустили официально железную дорогу... И потом в бараке на станции был концерт. Угощали дефицитом - чешским пивом и забайкальским омулем. И «бамовской» едой - сухой картошкой с тушенкой и макаронами «по-флотски». А гости из Новокузнецка, с КМК, подарили бамовцам на память партию нарядных эмалированных кружек, сделанных на КМК специально к этому дню. В походной жизни кружка - нужная вещь.

- Тогда же, в 1984-м, звучало, что в будущем будет у БАМа продолжение и будут еще «ветки»...

- И будущее пришло, - говорит Юрий Сюсюкин. – Будет БАМ-3, об этом я уже слышал, «наверху» заговорили, что пора строить. И это значит, у молодежи будет трудовое Дело, которым они будут гордиться так же, как гордимся до сих пор мы.

БАМ в первые годы... Фото - Архив "КП".

БАМ в первые годы... Фото - Архив "КП".

Кстати

Формула БАМа

В 1970-80-е феномен БАМа, с невероятным тогда числом добровольцев со всей страны, поражал и поражает. Но почему был такой трудовой подъем?!

- Это был зов, который можно выразить формулой Д=Р или Д – Р = 0, - размышлял в начале XXI века кемеровский психолог Александр Сухих и пояснял, Д – деньги, Р – романтика. И рисовал диаграмму-круг, делил пополам, вписав в правой части Д, в левой Р и объяснял мотивацию, которая толкнула людей на БАМ.

- Деньги и романтика – две составляющие «сработали». В обществе тогда их соотношение было равновесным.

Но значит ли это, что феномен БАМа последующим поколениям больше никогда не повторить?

- Формула уже изменилась, - пояснял психолог Сухих. - Уровень романтики в обществе стал стремиться к нулю. А важность денег расти и стремиться к 100 процентам. Поэтому формула выглядит уже так: Д – Р = 1. Но феномен БАМа в России повторится. В его основе – русскость. И в ближайшие годы уровень романтики в обществе, убежден, угаснет, дойдет до нуля. Но жажда денег для русской души не всесильна. И начнется подъем романтики с желанием дела, который при господдержке может привести к новому БАМу.

И ведь психолог КемГУ Сухих тогда словно в наше время, на годы вперед, с уже названной сейчас перспективой начала стройки БАМа-3, заглянул.

А еще был у психолога аргумент, почему БАМ может повториться...

- В обществе вырос процент одиночества. У 70-75% тех, кто приходит к психологам на консультации, главная – проблема одиночества. А что такое был БАМ? Он был еще и лекарством от одиночества.