Премия Рунета-2020
Кемерово
+20°
Boom metrics
Общество26 апреля 2024 7:59

Кемеровские банкиры рассказали, как не стать жертвой телефонных мошенников

Как распознать телефонного мошенника и не лишиться денег при общении с ним
Фото: архив КП.

Фото: архив КП.

Фото: Анастасия Осипова. Перейти в Фотобанк КП

С каждым годом схемы телефонных мошенников становятся все разнообразнее, а методы работы - все изобретательнее. Аферисты придумывают истории про попавших в беду родственников, кредиты, которые нужно срочно перевести на «безопасный» счет, вынуждают «помогать» полиции в поимке преступников или давят авторитетом «начальника». Как вовремя распознать мошенников и сберечь свои накопления? Обсудить эти вопросы в Кемерове собрались представители банков и сотрудники правоохранительных органов. Корреспондент «Комсомолки» побывал на этом мероприятии.

Жертвы аферистов

Вопреки распространенному мнению о том, что жертвами аферистов становятся самые незащищенные слои населения - пенсионеры, инвалиды, на самом деле на уловки мошенников попадаются и врачи, и университетские преподаватели, и даже специалисты по кибербезопасности. Преступники умудряются найти подход к каждому.

Один из последних случаев: аферистам удалось развести 50-летнюю кемеровчанку, она потеряла огромную сумму - более 7,5 млн рублей! Мошенники напугали женщину тем, будто некие злоумышленники пытаются изменить привязанный к ее банковскому приложению номер и оформить кредит. Они уговорили горожанку взять заемы, однако сотрудники трех банков женщине отказали. Тогда мошенники потребовали заложить две машины, продать двухкомнатную квартиру вместе с мебелью, а также дом. В течение двух месяцев (!) кемеровчанка оформляла сделки, а затем перечислила все вырученные деньги на указанные мошенниками счета.

- Работают серьезные профессионалы, пусть и из криминального мира. Прорабатывают все детали, применяют разные эффекты воздействия. Женщине идет видеозвонок, на экране мужчина в форме сотрудника правоохранительных органов, за спиной у него флаг и герб Российской Федерации. После такого у человека не остается никаких сомнений, что это не мошенник. И вот результат: женщина потеряла 7,5 млн рублей, - рассказал заместитель начальника уголовного розыска ГУ МВД по Кемеровской области Максим Кондратьев.

Психологи считают, что мошенники буквально вводят своих жертв в состояние транса. Как еще объяснить то, что пострадавшие совершают необдуманные поступки под диктовку неизвестных, даже не подвергая их слова сомнению. Поэтому главный совет правоохранителей - не брать трубку, когда звонят с незнакомых номеров. Если же ответил и понял, что это звонят аферисты, не стоит продолжать общение, иначе и голос, и сказанная информация потом может быть использована против вас.

А что банки?

По статистике, озвученной во время встречи, 99% кредитов, которые были оформлены по указке аферистов, в банк не возвращаются. Поэтому кредитные организации в первую очередь заинтересованы в том, чтобы предоставить своим клиентам максимальную защиту от мошенников. Нередко операторы уже на входе «вычисляют» тревожных клиентов, которые приезжают в отделение оформить кредит под давлением аферистов, и отговаривают делать это. Далее к делу подключается полиция.

Некоторые банки разрешили клиентам самостоятельно блокировать в мобильном приложении возможность получения кредитов в онлайне. Также люди могут ограничить максимальную сумму для переводов и снятия наличных. Все эти меры призваны защитить от мошенников, которые могут попытаться украсть деньги и получить кредит от лица жертвы.

- В этом году начнет действовать закон, предусматривающий «заморозку» для подозрительных переводов. То есть, если лицо, которое делало перевод, или то, которое получило его, находятся в определенных списках неблагонадежных, то этот перевод должен быть заморожен на двое суток до предоставления дополнительных документов, - рассказал заместитель директора Кемеровской дирекции филиала Банка ГПБ (АО) Вадим Мысликов.

Фото: архив КП.

Фото: архив КП.

Фото: Николай ОБЕРЕМЧЕНКО. Перейти в Фотобанк КП

Код из SMS - это личная подпись

И банкиры, и правоохранители сходятся в одном: кузбассовцы должны быть максимально бдительны и не поддаваться на уловки мошенников. В первую очередь нельзя разглашать никакие персональные данные, в том числе все коды из SMS (это, можно сказать, личная подпись), данные банковских карт.

- Наши персональные данные начинаются с фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса проживания, банка, где ты обслуживаешься, места, где работаешь. Если человек раскрыл какие-либо данные, возможно, он дал доступ мошеннику к личному кабинету банка. Если такое произошло, не надо терять время, пробуя зайти в личный кабинет, лучше сразу звонить на горячую линию банка и просить заблокировать карту, - рассказала заместитель управляющего по розничному бизнесу РОО «Кузбасский» филиала №5440 Банка ВТБ Елена Авдонькина.

Специалисты отметили, что любой звонок «из банка», с «сайта Госуслуг», «юридической фирмы», целью которого являются какие-либо переводы денег, точно совершен мошенниками. Ведь обычно подобные организации не решают финансовые вопросы по телефону. Это же касается и правоохранительных органов: во всех серьезных ситуациях, например, таких, как обвинения в пособничестве преступникам, полицейские общаются с человеком лично.

Одной из новых схем мошенников, которая эффективно работает, стало «сообщение от начальника»: злоумышленники связываются с человеком с помощью фейкового аккаунта, открытого на имя директора, и просят доступ к конфиденциальной информации, персональным данным и деньгам.

Во всех ситуациях, вызывающих подозрение, рекомендуются прервать разговор и не паниковать. Если сообщили о проблеме со счетом, нужно перезвонить по номеру банка (он указан на карте), если о родственнике в беде -связаться с ним, если руководитель просит денег - пообщаться лично с ним.

Мошенники с каждым годом совершенствуют свои методы обмана, поэтому необходимо всегда помнить о правилах безопасности в общении с незнакомцем.

КСТАТИ

В Кузбассе усиливают меры борьбы с дистанционными мошенничествами. Губернатор Сергей Цивилев ввел персональную ответственность для руководителей за информирование работников по вопросам кибермошенничества.