Премия Рунета-2020
Кемерово
+11°
Boom metrics
Общество2 мая 2024 8:23

«Родственник в беде» и «сообщение от директора»: по каким схемам телефонные мошенники чаще всего разводят кузбассовцев

Кузбасский эксперт рассказала, как не стать жертвой аферистов
За прошлый год кузбассовцы добровольно отдали киберпреступникам 2,6 миллиарда рублей.

За прошлый год кузбассовцы добровольно отдали киберпреступникам 2,6 миллиарда рублей.

Фото: Алексей БУЛАТОВ

Кузбассовцы все чаще стали попадаться на уловки мошенников: за прошлый год наши земляки добровольно отдали киберпреступникам 2,6 миллиарда рублей, а с начала этого года - уже более 600 миллионов рублей. В регионе по решению властей была усилена борьба с телефонными аферистами. В рамках марафона финансовой обороны, который прошел 2 мая, руководитель Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса Ольга Сычева-Передеро рассказала в эфире радио «Кузбасс FM», как не стать жертвой мошенников.

Схемы обмана

По итогам анализа киберпреступлений, которые были совершены в отношении кузбассовцев, а их за прошлый год зарегистрировано более 9 тысяч, специалисты выявили порядка 24 схем обмана. Основные из них - это «звонок из банка», когда аферисты рекомендуют перевести деньги на «безопасный счет», «звонок от руководителя» в мессенджере, где для получения денег или персональных данных используются фейковые аккаунты директоров и чиновников, а также «звонок из полиции» с обвинениями в пособничестве преступникам или угрозами уголовной ответственности.

Причем действуют мошенники грамотно. Если, например, используют схему «родственник в беде», то стараются звонить в вечернее или утреннее время, когда люди готовятся ко сну или еще не проснулись до конца. А трудоспособному населению звонки поступают в рабочее время, когда кузбассовцы больше всего загружены.

Ольга Сычева-Передеро отметила, что при общении с незнакомцами должны насторожить разговоры о деньгах, просьбы сообщить персональные данные, попытки вывести вас из состояния равновесия. Лучше всего вообще не брать трубку, когда звонят с незнакомого номера. А если взяли, то стоит прекратить разговор сразу, как стало понятно, что звонит мошенник. Иначе аферист все равно найдет крючок, на который он сможет подцепить. Для этого используются все возможные способы манипуляций: страх, жадность, стыд, осуждение, вера в чудо, сострадание и даже конкурентные факты.

- Вы вроде понимаете, что говорите с мошенником, но вдруг ваш собеседник начинает говорить конкретные факты: ваше местонахождение, персональные данные, состав семьи. Он вовлекает вас в беседу, в результате которой вы совершаете определенные действия и лишаетесь денег, - отметила руководитель Регионального центра финансовой грамотности Кузбасса.

Во всех ситуациях, вызывающих подозрение, рекомендуются не паниковать и перепроверить информацию.

Фишинговые сайты

Еще одна разновидность мошенничества - фишинг: аферисты пытаются получить доступ к логинам и паролям, данным банковских карт и паспортов с помощью фейковых сайтов, приложений или электронных писем. Например, заходя в маркетплейс, чтобы скачать приложение своего банка, можно обнаружить, что там сразу три-четыре похожих приложения. Как же понять, какое из них настоящее, а какое создано мошенниками?

- Совет один: вы должны точно знать, какое приложение вам необходимо скачать. Если вы не уверены, то идеальный вариант - сходить в свой банк, чтобы специалист показал приложение, либо позвонить на горячую линию банка и попросить прислать вам ссылку, - посоветовала финансовый эксперт.

Еще один прием фишеров - имитация всем знакомых сайтов для получения с их помощью личной информации. Перешел по ссылке всплывающего баннера вроде на знакомый сайт, авторизировался, оплатил товар, а в итоге оказалось, что деньги ушли мошенникам. В данной ситуации самый верный способ не попасться на уловки преступников - внимательно смотреть на адресную строку: должны насторожить любые отличия в имени домена.

В Региональном центре финансовой грамотности Кузбасса назвали основные правила, которые помогут не стать жертвой мошенников:

- не брать трубку с незнакомого номера;

- не общаться с мошенниками;

- не перезванивать на пропущенные незнакомые номера;

- не отвечать на смс с незнакомых номеров, ведь достаточно открыть сообщение, чтобы запустить вирус на свой гаджет;

- не платить по QR-кодам на неизвестных ресурсах;

- не переводить деньги, пока не убедились в ситуации лично;

- не открывать и не отвечать на незнакомые письма;

- не передавать персональные данные дистанционно;

- проверить в Бюро кредитных историй свою кредитную историю, возможно, кто-то уже оформил кредит на ваше имя;

- не переходить по незнакомым ссылкам.