Премия Рунета-2020
Санкт-Петербург
+8°
Boom metrics
Общество25 августа 2016 15:15

Семья из Ленобласти воспитывает четверых своих и одиннадцать приемных детей

Как собрать ребятню в школу, рассказала мама Наталья Кузнецова [видео, фото]
Алена БЕЗМЕНОВА
Форму девочки выбирали еще с начала лета.

Форму девочки выбирали еще с начала лета.

Туфли-лодочки – одна пара, на танкетке – одна, небольшой каблучок – три, почти шпилька – одна. Это не ассортимент обувного магазина. И не список покупок сороконожки. Семья Кузнецовых из Ленинградской области собирает детей в школу. Первое сентября наступит сразу для восьмерых ребят – шестерых девочек и двоих мальчиков. Трат на одежду – выше крыши. За один выезд в магазин купить все не хватит ни сил, ни финансов.

БОЛЬШЕ КОЛГОТОК

Семья Натальи и Сергея Кузнецовых в этом году стала лучшей в Ленинградской области. Четверо своих детей, одиннадцать – приемных. Все обласканы, обуты, одеты, накормлены, а главное – счастливы. Но даже в такой опытной семье – первое сентября – дата, к которой начинают готовиться глубоко заранее.

- Первые покупки мы сделали еще в начале лета, - призналась «Комсомолке» Наталья. – Мне кажется, что за один раз приобрести все просто невозможно.

В первую очередь выбирают одежду. По наследству от старших к младшим практически ничего не переходит. Так что в школу ребятня отправляется во всем новом.

- Три блузки, юбки, сарафан, обувь – две пары сменной, чтобы была про запас одна, - перечисляет многодетная мама покупки на одну девочку. – Как бы не старались, меньше восьми тысяч не выходит.

С мальчиками попроще. Даня и Андрей не модничают, соглашаются на обычные брюки и рубашки. Хотя, что уж тут называть обычными… Одна рубашка обходится в магазине Лодейного поля в 1200 рублей.

Даня увлекается ремонтом машин. Папа называет его "мистер тюнинг".

Даня увлекается ремонтом машин. Папа называет его "мистер тюнинг".

- У Андрея в течение года обувь быстро снашивается, докупаем, брюки тоже долго не держатся, - сетует Наталья.

Экономить, конечно, на такую семью надо, но с умом.

- Никогда не покупаю самое дешевое, уже по опыту знаю, что сразу развалится, даже до первый стирки может не дотерпеть, - рекомендует опытная мама.

Стирка, кстати, отдельная история в большой семье. Людей и так много, так ребятня умудряется чуть ли не каждый день испачкаться, ткань должна хорошо выдерживать бесконечные замачивания-полоскания.

Самый ходовой товар в семье – колготки. Девчонок много, плюс танцами занимаются, в итоге минимум одна пара в неделю, а то и больше выходит.

- Покупаю колготки в магазине, где все по одной цене, очень выгодно, - говорит Наталья. – Последнее время их не видела, появятся, закуплю сразу побольше.

ДНЕВНИК С КУКЛОЙ-МОНСТРОМ

Еще в советское время все дневники и тетрадки были типовыми – отличались только именем владельца, аккуратно выведенного в соответствующих строчках. Сейчас канцелярия настолько разная, что голова кружится от выбора. Тут вам и умилительные котята, и сердечки, и машинки, и трансформеры. У нынешних школьниц в почете куклы «Монстер Хай». Девочки из семьи Кузнецовых просили тетради и дневники именно с героинями любимого мультфильма. Но мудрая мама все же выбрала канцелярию на свой вкус.

Девочки уже выбрали, кому какой дневник достанется.

Девочки уже выбрали, кому какой дневник достанется.

- Мы еще не все купили, вот тетради в узкую линейку - они у нас в Лодейном поле не всегда бывают и довольно дорогие, ездили в Петербург, взяли сразу много в гипермаркете, - объяснила «Комсомолке» Наталья.

Первого сентября ребятня ждет с нетерпением. Уже хочется покрасоваться в новой форме перед одноклассниками. Белоснежные блузки отглажены и ждут своего часа. Все в радостном предвкушении. А вот после первого сентября для мамы настанут трудовые будни. Разбудить, накормить, проводить, приготовить, встретить, еще раз накормить, сделать уроки. Последний пункт – самый ответственный.

- Они гуськом друг за дружкой за помощью идут, а иногда все сразу приходят с тетрадками, - смеется Наталья. – Я хорошо в школе училась, мне не сложно помочь. Но когда с одного предмета на другой прыгаешь, голова раскалывается.

Наталья верит, что любовь может творить чудеса.

Наталья верит, что любовь может творить чудеса.

Тут не только с предметами запутаешься, но и классами. У Кузнецовых один человек идет в первый класс, два – во второй, и по одному в четвертый, пятый, седьмой, восьмой и девятый. Есть еще одна студентка. Старшая приемная девочка Таня учится в колледже в Лодейном поле на повара-кондитера.

КТО ПОЕТ, А КТО ТАНЦУЕТ

Кроме уроков девочки ходят в кружки танцев и пения. Занимаются все, вне зависимости от здоровья.

- Как-то преподавательница танцев говорит мне, мол, Геля у вас, словно медвежонок, вечно на пятках танцует, а не на носочках, - вспоминает Наталья. – Она даже не заметила, что у Гели нет левой ступни, а вместо нее протез.

Учительница танцев даже и не поняла, что у Гели нет ступни.

Учительница танцев даже и не поняла, что у Гели нет ступни.

Походы в кружки для родителей – еще расходы. Во-первых, надо покупать специальные купальники и юбочки для занятий. Во-вторых, к выступлениям приходится шить костюм, и ладно, когда он один, а когда требуется три или даже пять? Но отказываться ни от чего Кузнецовы не собираются. Лишь бы дети развивались.

- Ребята из детского дома все непростые. С каждым новым ребенком наша врач хватается за голову, мол, зачем, инвалида привезли, она у тебя говорить не будет, ходить не будет, ты с ней по больницам… - рассказывает о сложностях многодетная мама. – Но потом все выравниваются, начинают набирать вес, развиваться, нужно время и терпение. Проще всего с теми, кому нет еще года. Это значит, что ты в ребенка будешь вкладывать что-то свое. А те, что старше, они уже привыкли выживать в детдоме, с ними сложнее.

МЕЧТА

Маленькая Маша первого сентября пойдет в школу в первый класс. Маша – любимица семьи. Врачи практически не давали девочке шансов, но ни один из страшных диагнозов не подтвердился. Есть только один недостаток – нет правой кисти.

Маша мечтает о киберпротезе.

Маша мечтает о киберпротезе.

- Она у нас правша, было очень сложно приучать ее писать левой рукой, отвернешься, Маша уже карандаш кое-как зажала правой и рисует, - рассказывает Наталья Кузнецова. – Как-то увидела по телевизору киберпротез, который может шевелить пальчиками, и теперь о нем мечтает.

Наталья рассчитывает, что сможет получить его для дочери, но не сейчас, а через несколько лет. Но Маша уже вовсю представляет, как станет пользоваться сразу двумя ручками.

ВМЕСТО ПОСЛЕСЛОВИЯ

Жить, чтобы любить

«Комсомолка» уже рассказывала о семье Кузнецовых в апреле 2014 года (подробнее читайте). Тогда в семье было одиннадцать детей: четверо родных и семь приемных. Кузнецовы перебрались в Ленинградскую область поближе к родным мужа из эстонского города Нарва. Там у них была просторная квартира, но муж Сергей мечтал о собственном доме. Построить его в Эстонии он не мог, у семьи не было гражданства. Мечта сбылась в поселке Вязниковичи, в 260 километрах от Петербурга.

Дом, хозяйство, взяли пятеро ребятишек из приюта, но случилась беда – все хозяйство, постройки сгорели в пожаре. Пришлось тяжело: поднимать детей и строить новый дом. Как только выкарабкались – взяли еще двух девочек. В 2014 году выиграли конкурс «Родительский рекорд» в номинации «Открытое сердце». Премия позволила достроить дом, купить микроавтобус, чтобы всей семье путешествовать.

После пожара удалось отстроить новый дом, где всегда рады детям.

После пожара удалось отстроить новый дом, где всегда рады детям.

Когда подавали заявку на конкурс, в семье было одиннадцать детей. А приз получали, когда в семье стало уже двенадцать ребятишек.

Алену взяли, когда ей было два месяца.

- Недоношенная, я ее каждые полчаса кормила, по пятьдесят граммов смеси кушала, - рассказала Наталья. – От нее отказались три семьи. Но мы с мужем решили брать, сколько детей подняли, неужели Алену не сможем?

Алена появилась в семье Кузнецовых, когда ей было всего два месяца.

Алена появилась в семье Кузнецовых, когда ей было всего два месяца.

Потом в семье появилась Алекса. Девочка с очень печальной историей. Над ней издевался отчим, избивал так, что малышке пришлось ампутировать ногу. Множество внутренних травм. Под волосами пересаженная кожа, потому что папаша тушил о голову падчерицы окурки.

- Мы готовили документы на Алексу и ее сестру, но в это время вторую девочку забрали, - рассказывает Наталья. – Тогда решили взять еще одного ребенка. Муж только попросил, чтобы мальчик был.

Арсения нашли в детском доме во Всеволожске. Диагнозов на две страницы.

- Нам с мужем несколько раз их прочитали, чтобы мы осознавали, берем глубокого инвалида, - вспоминает Кузнецова.

Мальчика буквально вынесли приемным родителям. Дома он сидел только в подушках. Но массаж и доброе отношение сделали свое дело. Через два месяца ребенок с диагнозом ДЦП пошел, еще через два начал понимать, а потом заговорил. Конечно, он отстает в развитии от своих сверстников, мальчику 15 июля исполнилось четыре годика. Но до школы еще есть время, Кузнецовы уверены – наверстают.

Арсения забрали из детского дома во Всеволожске.

Арсения забрали из детского дома во Всеволожске.

Таисию привезли из Карелии. Малышке было почти два годика, а весила она всего шесть килограммов. Кисти нет, живет на пульмикорте, перенесла несколько пневмоний.

- Мы подумали, раз в детдоме живет, и у нас будет жить, и забрали ее к себе, - вспоминает Наталья. – Сейчас вес набираем, полгода без лекарств обходились, Таисия начала хорошо кушать. Значит, все будет хорошо.

Щенок попал к Кузнецовым четырехдневным. Выкормили и выходили.

Щенок попал к Кузнецовым четырехдневным. Выкормили и выходили.

ЧИТАЙТЕ ТАКЖЕ

Одиннадцать по лавкам, не считая собаки

Юля, Миша, Даня, Даша, Таня, Ксюша, Андрюша, Маша, Геля, Лена, Лиза - в семье Натальи и Сергея Кузнецовых одиннадцать детей. Четверо родных и семь приемных. Но разобраться, кто здесь «из живота», а кто из детского дома, мы не смогли за целый день.

- Мама, мамочка, мамуля, мне четверку поставили! Мамочка, мы на следующей неделе идем в цирк! Мама, мне нужно загадки придумать! - девочки наперебой делятся школьными новостями.

Наталья каждого внимательно слушает, хвалит, улыбается. Сергей радуется за дочерей (подробнее)